Кабинет министров нацелился привлечь в государственный бюджет в 2015 г. 475,9 млрд грн доходов. Это на 98,1 млрд грн, или на четверть больше, чем предусмотрено на 2014 г. За последние три года ни одно из правительств не ставило себе таких амбициозных целей по увеличению поступлений в госбюджет. По задумке премьер-министра Арсения Яценюка, реализовать эти амбиции в условиях четвертого года экономического спада и войны на Донбассе поможет налоговая реформа. Благодаря реформе, рассчитывают в Минфине, налоговые поступления в госбюджет вырастут на 22%.
Правда, заплатить за эти вливания в государственную казну придется населению, которое ощутит заметное увеличение налоговой нагрузки в новом году. Хотя наиболее одиозные предложения Кабмина исчезли после доработки налоговой реформы парламентскими комитетами, но принятый 28 декабря закон с изменениями в Налоговой кодекс обещает украинцами тяжелый год с затянутыми поясами.
Рабочие доходы
За 2014 г. средняя зарплата украинцев выросла лишь на 6,9%, что даже не компенсировало рост цен на 22%, и фактически сократилась вдвое при пересчете в доллары. Тем не менее, особые надежды по наполнению бюджета Кабмин возлагает на налог на доходы физлиц (НДФЛ). До сих пор ставки НДФЛ составляли 15 % для доходов в размере до 10 минимальных заработных плат (МЗП - 12,18 тыс. грн на сегодняшний день) и 17 % - для остальных. С нового года они остались на уровне 15% для получателей зарплат до 10 МЗП и выросли до 20 % для остальных. При этом параллельно украинцы продолжат выплачивать 1,5%-ный военный сбор, которым облагаются и зарплата, и отпускные, и больничные, и премии.
Хотя формально такая реформа усиливает налоговую нагрузку на доходы населения, немногие ощутят это на практике, считает эксперт инициативы "Реанимационный пакет реформ" Илья Несходовский. По его словам, девять из десяти украинцев получают зарплату меньше 12,18 тыс. грн, и для них нагрузка останется прежней. По данным Госстата, средняя официальная зарплата в стране сегодня составляет лишь 3,5 тыс. грн.
В большей степени украинцам стоило опасаться введения контроля над расходами и доходами населения, который должен был бы, по расчетам Кабмина, заставить граждан легализировать доходы. Правительство предлагало всем гражданам, владеющим активами на сумму свыше 200 тыс. грн, в 2015 г. пройти "нулевое" декларирование своих денежных средств и имущества. Формально этот шаг должен был бы стать добровольным, но в действительности он был бы, скорее, добровольно-принудительным. Все, кто полностью задекларировали бы доходы и имущество, получили бы своеобразную налоговую амнистию. А те, кто предпочел бы утаить от налоговиков крупные активы, были бы вынуждены в будущем заплатить 30%-ный налог на расходы, превышающие доходы. Но парламентарии отказались от этой наиболее спорной части реформы НДФЛ. Однако к 1 марта 2015 г. правительство обещает подготовить новый законопроект по "нулевому декларированию".
Подарок для избранных
Примечательно, что повышение НДФЛ правительство аргументировало необходимостью компенсировать для бюджета снижение единого социального взноса, которое нужно провести для детенизации зарплат. Но в действительности, отмечает Несходовский, утвержденное парламентом снижение ЕСВ оказалось довольно неоднозначным и едва ли реально ослабляющим налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. С января к нынешней ставке ЕСВ в 41% начал применяться понижающий коэффициент 0,4, то есть ставка снизилась до 16%. Но воспользоваться такой возможностью смогут лишь те компании, которые выполняют ряд условий. Так, база начисления для таких компаний должна в 2,5 раза превышать средний показатель начисления ЕСВ за 2014 г., средняя зарплата на предприятии должна увеличиться минимум на 30% по сравнению с 2014 г. Кроме того, средний платеж на одного застрахованного сотрудника после применения коэффициента должен составить не менее 700 грн, а средняя зарплата должна составлять не менее трех МЗП, или 3654 грн.
Такие критерии, рассказывает исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук, отсекают компании, которые уже выплачивают "белую" зарплату, и оставляют стимул только для тех, которые выходят из тени. Во-первых, рассчитывать на пониженный ЕСВ не смогут компании с низкой официальной зарплатой. Для платежа ЕСВ в 700 грн средняя зарплата должна быть не ниже 4,4 тыс. грн. А сейчас средняя зарплата в стране, как уже упоминалось, составляет 3,5 тыс грн. "Если в Киеве зарплаты в среднем достигают 8-10 тыс. грн, то в регионах редкие предприятия выплачивают суммы более 4 тыс. грн", - отмечает Боярчук. Во-вторых, под снижение взноса не попадают компании, которые и так длительное время платили сотрудникам высокую "белую" зарплату и которым не по карману сейчас, в условиях экономического спада, повышать и без того высокие зарплаты на 30%, чтобы сэкономить на ЕСВ.
Кабмин предпочел выставить подобные условия из финансовых соображений. По подсчетам Несходовского, уменьшение ЕСВ без выставления каких-либо условий привело бы к недопоступлению в Пенсионный фонд порядка 90 млрд грн. "Поэтому вводится этот переходной период для начала процесса детенизации. Со следующего года предусматривается безусловное снижение ЕСВ", - отмечает эксперт.
Банковские бонусы
Одновременно с увеличением нагрузки на фонд оплаты труда Кабмин настоял на повышении налога на пассивные доходы физлиц. С августа проценты по депозитам, роялти и другие пассивные доходы облагаются налогом в 15%. А с нового года, как уточнил премьер-министр Арсений Яценюк 28 декабря парламенту, налог на проценты на депозиты, роялти и инвестиционная прибыль выросли до 20%. Для дивидендов, которые будут выплачены компаниями, получившими прибыль, ставка налога составит 5%, а для дивидендов убыточных компаний – 20%.
С одной стороны, повышение ставки налога едва ли существенно отразится на стремлении украинцев нести деньги в банки. При нынешних ставках, к примеру, по гривневым депозитам более 20% годовых налоговики будут получать не менее 4%, начисленных на размер вклада в течение года. "В прошлом году отток депозитов (59,5 млрд грн депозитов в нацвалюте и 9,1 млрд долл. в инвалюте за январь-ноябрь 2014 г., по данным НБУ, – ред.) был связан не с введением налога на пассивные доходы, а с опасениями населения касательно падения банков, - объясняет старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. – В 2015 г. отток или приток вкладов также будет зависеть не от уровня процентных ставок, а от доверия украинцев к тем или иным банкам".
Но с другой стороны, повышение ставки налога на депозиты может затруднить для банков снижение процентных ставок по кредитам. Правда, только в этом случае, если финучреждения поднимут ставки по депозитам, чтобы после уплаты повышенного налога на пассивные доходы они остались сопоставимы с нынешними. Тогда стоимость ресурсов для банков станет выше и, соответственно, они не смогут использовать эти средства на более дешевые кредиты. Но, по мнению Жолудя, в условиях рецессии и невозможности конкурировать с помощью процентных ставок банки, скорее, откажутся от повышения ставок по депозитам и снизят фактическую ставку по депозитам, которую вкладчики получают после уплаты налога.
Крыша над головой
Кабмин также намерен выжать как можно больше из собственности населения – квартир, автомобилей и различных предметов роскоши. Так, до сих пор украинцы платили 1% МЗП, или 12,18 грн за 1 кв. м, если площадь квартиры не превышала 240 кв. м (для квартир) или площадь дома 500 кв. м. В остальных случаях ставка налога составляла 2,7% МЗП, или 32,89 грн за 1 кв. м. Теперь размер налога на недвижимость будут устанавливать местные органы власти, в бюджеты которых и будут направляться поступления от этого налога. Со своей стороны Кабмин и парламент прописали в Налоговом кодексе только максимальную ставку в размере 2% МЗП, или 24,36 грн за 1 кв. м.
Также правительство снизило вдвое минимальный порог начисления налога на недвижимость. До сих пор от уплаты налога освобождались площади квартир до 120 кв. м и площади дома до 250 кв. м. Теперь же не облагаются налогом до 60 кв. м для квартиры и до 120 кв. м для дома. А если человек обладает больше, чем одним объектом недвижимости, он освобождается от налогообложения, если совокупная жилая площадь объектов не превышает 180 кв. м (взамен 370 кв. м по старым правилам). Впрочем, местные советы будут вправе самостоятельно сдвигать и граничные значения площади, начиная с которых недвижимость облагается налогом.
На практике оплачиваться будет не вся площадь квартиры или дома, а только разница между его площадью и необлагаемым минимумом, объясняет Несходовский. Другими словами, если квартира имеет площадь 70 кв. м, облагаться налогом будет только часть в 10 кв. м. Несмотря на то, что новый порог оказался вдвое ниже действующего, а значит, уплачивать налог придется большему числу людей, его окончательную редакцию можно назвать своеобразной уступкой со стороны Кабмина. Ведь в первоначальной редакции реформы не было никакого минимального порога, что давало возможность облагать налогом любую жилплощадь.
Табу на роскошь
Одновременно правительство расширило нагрузку на владельцев автомобилей. Несмотря на то что во всем мире принято облагать машины налогом в зависимости от мощности двигателя, правительство сохранило в качестве критерия для налогообложения объем двигателя, рассказывает Несходовский. При этом Кабмин увеличил нагрузку на обладателей машин с наибольшим литражом. Теперь, уточняет Боярчук, обладатели автомобилей не старше пяти лет с бензиновым или дизельным двигателем объемом от 3 000 куб. см будут ежегодно платить государству 25 тыс. грн. Под этот налог, по оценкам Минфина, попадут 17,3 тыс. авто, в то время как в Украине насчитывается 1,3 млн машин. Кроме того, в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации увеличится акцизный сбор на легковые автомобили. В качестве компенсации роста налоговой нагрузки на автомобилистов правительство отменило сбор за первую регистрацию автомобиля, который в зависимости от объема двигателя составлял от 3,82 до 69,99 грн за 100 куб. см.
Автопроизводители и дилеры уже "в предвкушении" нового обвала продаж в связи с этим нововведением. В 2014 г. украинский рынок новых легковых авто и так обвалился в 2,2 раза, подсчитали в ассоциации "Укравтопром". За год было продано всего 97,02 тыс. ед. – минимально с 2002 г. Текущий год обещает поставить еще один антирекорд. "Анонсированные фискальная политика государства и новые волны мобилизации при сохранении высокой степени угрозы возобновления активных боевых действий на востоке страны вряд ли улучшат потребительские настроения украинцев в следующем году", - полагают в "Укравтопроме".
Не удастся избежать внимания фискалов и к другим предметам роскоши – дорогим украшениям, предметам искусства, дизайнерской одежде и т. д. Хотя в обновленном Налоговом кодексе Кабмин не успел уделить им внимание, скоро настанет и их черед. "Правительство должно подготовить и внести на рассмотрение парламента в наиболее короткие сроки (первый квартал текущего года) законопроект о дополнительном введении в состав налога на имущество налога на предметы роскоши", - пообещал Яценюк парламентариям во время утверждения правок в Налоговый кодекс.
Александра Петрик, специально для bnk.ua