В частности, Министерство финансов подготовило и представило на заседании Кабинета министров проект закона о финансовой системе Украины в особый период. Документ авторства министра финансов Александра Шлапака регламентирует работу всей финансовой системы и долговой политики государства. Вступление в силу норм этого закона возможно с момента объявления решения о мобилизации, в том числе и скрытой, а также с момента введения военного положения в Украине или отдельных ее частях, а действовать он будет до заключения мира. Таким образом, после принятия закона Верховной Радой правительство фактически в любое время сможет воспользоваться его нормами.
Напомним, что частичная мобилизация в Украине была объявлена 17 марта соответствующим указом и. о. президента Александра Турчинова. На 2 апреля было мобилизовано 19 тыс. военнослужащих. В понедельник, 7 апреля, в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона о необходимости введения чрезвычайного положения в Донецкой, Луганской и Харьковской областях. Хотя на пятничном заседании Кабмина премьер-министр документ завернул "из‑за недостаточно четкого определения что является особым периодом", общие положения законопроекта не вызвали у министров вопросов. Источники в правительстве говорят, что повторно документ будет вынесет на заседание Кабмина уже в ближайшее время, чтобы проголосовать его в Верховной Раде.
От банков правительство потребует осуществлять приоритетное кредитование предприятий, которые получат государственный оборонный заказ, и финансировать решение мобилизационных задач. Также финучреждения обязаны будут обеспечить наличностью органы военного управления. Координировать работу банков, допущенных к работе в особый период, призван Национальный банк, который при этом сам определит перечень таких финструктур. На нужды кредитования военно-промышленного комплекса смогут привлекаться средства и небанковских финучреждений. За это последним будут начислены проценты за предоставленные кредиты. Однако в проекте закона не сказано ни о том, каким образом будет рассчитываться стоимость ресурсов, ни о том, какие средства (собственные или клиентские) финучреждений будут привлечены государством. Также в документе сказано, что в день оглашения решения о мобилизации или с момента введения военного положения небанковским финансовым организациям запрещается перечисление средств за границу.
Бизнес будет не единственным источником финансирования потребностей государства. Помимо добровольных пожертвований, покупки государственных ценных бумаг и лотерей, население обяжут поделится с державой и частью своих депозитов. Держава планирует оформить это в качестве госдолга в виде государственных ценных бумаг. Такая же схема будет использована правительством и для средств фондов обязательного государственного социального и пенсионного страхования.
Финансовыми ресурсами для государства в "особое время", кроме классических источников доходов в виде бюджетов всех уровней, займов и кредитов, будут собственные средства финучреждений и золотовалютный резерв Украины. Государство, в свою очередь, оставляет за собой право тотальной экономии на содержании бюджетных организаций и прекращения капитальных расходов. Также Кабмин получит право на пересмотр госзаказов на производство товаров и услуг, на сокращение расходов на природоохранные и другие меры "не имеющие решающего значения в организации отпора вооруженной агрессии", говорится в законопроекте. Все финансовые ресурсы, сконцентрированные правительством, будут направляться на потребности Вооруженных сил.
Чтобы обеспечить рост поступлений в госбюджет, правительство в одностороннем порядке может увеличивать ставки налогов и сборов, а также отменять налоговые льготы. При этом зачисление всех общегосударственных налогов и сборов будет проводиться напрямую в госбюджет. Кабмин также получит право приостанавливать обслуживание обязательств по государственному и гарантированному государством долгу.
Напомним, и.о. заместителя главы АП Андрей Сенченко считает, что для введения чрезвычайного положения в восточных областях и на юге Украины нет оснований.