Данная мера необходима "в целях минимизации платежей за пользование инвентарным парком стран СНГ и Балтии", уточняется в телеграмме. Сколько госкомпания намерена на этом сэкономить, в ОАО РЖД не уточнили, пояснив лишь, что "запрет временный и связан с падением погрузки в период новогодних праздников".
Практика взаимной платы за нахождение иностранного вагона на территории чужого государства была принята советом глав железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии после распада СССР, и она была выгодна РЖД до тех пор, пока у компании были свои вагоны, объясняет Владимир Савчук из российского Института проблем естественных монополий. По его подсчетам, в 2002-2003 годах ежегодно начисляемые в адрес РЖД платежи составляли около 6 млрд руб. (180 млн долл.), и, как правило, компания проводила их по взаиморасчетам. Но в 2007 году РЖД передали около 200 тыс. своих вагонов "Первой грузовой компании" (сейчас подконтрольна UCL Holding Владимира Лисина), а затем около 180 тыс. вагонов были отданы дочерней Федеральной грузовой компании. В итоге у монополии осталось 37 тыс. вагонов.