Смерть - неприятна не самим фактом своего пришествия к нам - то, что она придет к каждому, это и так известно. И даже не своей внезапностью - мы все знаем, что она неожиданна, хоть ее никто не ждет. Самое неприятное в факте смерти - это ее безысходность. Она - навсегда. Можно вернуться из изгнания, можно - из тюрьмы, вот только могила - это уже навсегда.
Всегда была неприятна смерть авторов, которых ты читал, хоть и не знал лично. Через их строчки ты словно беседовал с каждым из них и не соглашался с ним. Или соглашался. Спорил. Или не спорил. Беседовал. Или ругался. Каждый раз, открывая книгу, ты словно набирал номер, и готовился горячо поспорить или же просто душевно побеседовать с автором. Когда такой автор уходит, вкус от книги уже не тот - теперь это будет вчитывание в каждую строчку с вечным вопросом для себя - "а что же он хотел сказать?".
С Габриэлем Маркесом я познакомился задолго до его появления в школьной программе. Случайно попалась книга в библиотеке школы, где я проводил много времени на практике. Работать летом никому особенно не хотелось, поэтому все старались заняться чем угодно, только лишь бы не бегать по жаре и не заниматься делом.
Опыта чтения романов мне тогда хватало, потому "Сто лет одиночества" я проглотил довольно быстро. Словно легкое чтиво. Куда более серьезно я вчитывался в роман уже в студенческие годы, словно беседуя с автором о концепции одиночества человека, которое неумолимо преследовало главных героев произведения.
Главный мотив романа прост и сложен одновременно - одиночество и несчастья преследуют поколения жителей одного глухого южноамериканского селения ввиду отсутствия любви и огромного числа всевозможных страхов, о которых все просто боятся говорить. В результате чего становятся жертвами нелепых и жестоких ошибок, которые удивляют своей несостоятельностью - в любой более "нормальной" ситуации ничего подобного не могло бы приключиться!
В наше время про такую ситуацию говорят - "Сюр какой-то". Писатель постарался - в описании различных сцен присутствуют сцены на грани реальности и вымысла, что еще больше вводит читателя в мрачную атмосферу романа. Читая Маркеса и думая о его героях, я был не согласен с автором - и мысленно спорил с его мнением о том, что одиночество - порождение недопонимания.
И я бы не спорил так ожесточенно с мэтром, если бы мне все это на напоминало нас, более 20 лет наступающих на грабли нелепых и глупых ошибок, странных стечений обстоятельств, разводящих руками и начинающих заново. Ужас наступает тогда, когда понимаешь - как поколения героев Маркеса, которые не делали выводов из событий, происходящих с ними, так и мы, не делая выводов и наступая на одни и те же грабли, можем провести в таком состоянии куда больше, нежели 23 года.
Какое лекарство можно предложить в таком случае? Рецептов немного. Главный - умение слушать и готовность слышать даже того, кто тебе антипатичен и неприятен. Ведь если задуматься, то мы все одиноки в одной единой стране ввиду того, что ничего не знаем друг о друге. Как часто Вы бываете во Львове? Или, например, в Донецке? А Одессе? Интересует ли Вас что-либо в людях, кроме того, что они могут Вам дать? А самое важное - хотите ли Вы знать больше о том, что происходит вокруг?
В конце концов, мир вокруг нас - это отражение нашего эго. Если человек пуст и одинок внутри, он сеет одиночество вокруг себя, оказываясь, в конце концов, несчастным, и впадающим в крайности. Не являемся ли мы, граждане одной страны, в данный момент именно такими, так легко поддающиеся на чужеродные лозунги, доносящиеся до нас с разных сторон. А ведь для того, чтобы этого не случилось, достаточно просто услышать тех, кто живет в одной стране. Главное условие - чтобы это происходило со всех сторон, но не с одной...
Поможет ли это нам? Не знаю. Я бы посоветовался с великим автором, да вот не получится - его больше нет...