Наши 23 года одиночества

18 апреля, 10:40

Сергей Костеж, журналист, bnk.ua

Костеж
Всегда неприятно, когда умирает человек, с которым ты был знаком лично. Вот сегодня ты - беседуешь с ним, разговариваешь, споришь, отдаешь ему часть себя, своих эмоций, ощущений, мыслей, и получаешь взамен. А завтра тебе говорят - все, нет его больше, и тебе сразу становится очень больно и некомфортно - словно в разгар какого-то важного спора или беседы, дебатов или просто душевной встречи, один из участников вдруг делает отмашку рукой, берет куртку, молча набрасывает на себя, и куда-то уходит. Причем навсегда.

Смерть - неприятна не самим фактом своего пришествия к нам - то, что она придет к каждому, это и так известно.  И даже не своей внезапностью - мы все знаем, что она неожиданна, хоть ее никто не ждет. Самое неприятное в факте смерти - это ее безысходность. Она - навсегда. Можно вернуться из изгнания, можно - из тюрьмы, вот только могила - это уже навсегда.

Всегда была неприятна смерть авторов, которых ты читал, хоть и не знал лично. Через их строчки ты словно беседовал с каждым из них и не соглашался с ним. Или соглашался. Спорил. Или не спорил. Беседовал. Или ругался. Каждый раз, открывая книгу, ты словно набирал номер, и готовился горячо поспорить или же просто душевно побеседовать с автором. Когда такой автор уходит, вкус от книги уже не тот - теперь это будет вчитывание в каждую строчку с вечным вопросом для себя - "а что же он хотел сказать?".

С Габриэлем Маркесом я познакомился задолго до его появления в школьной программе. Случайно попалась книга в библиотеке школы, где я проводил много времени на практике. Работать летом никому особенно не хотелось, поэтому все старались заняться чем угодно, только лишь бы не бегать по жаре и не заниматься делом.

Опыта чтения романов мне тогда хватало, потому "Сто лет одиночества" я проглотил довольно быстро. Словно легкое чтиво. Куда более серьезно я вчитывался в роман уже в студенческие годы, словно беседуя с автором о концепции одиночества человека, которое неумолимо преследовало главных героев произведения.

 

Главный мотив романа прост и сложен одновременно - одиночество и несчастья преследуют поколения жителей одного глухого южноамериканского селения ввиду отсутствия любви и огромного числа всевозможных страхов, о которых все просто боятся говорить. В результате чего становятся жертвами нелепых и жестоких ошибок, которые удивляют своей несостоятельностью  - в любой более "нормальной" ситуации ничего подобного не могло бы приключиться!

В наше время про такую ситуацию говорят - "Сюр какой-то". Писатель постарался - в описании различных сцен присутствуют сцены на грани реальности и вымысла, что еще больше вводит читателя в мрачную атмосферу романа. Читая Маркеса и думая о его героях, я был не согласен с автором - и мысленно спорил с его мнением о том, что одиночество - порождение недопонимания.

 

И я бы не спорил так ожесточенно с мэтром, если бы мне все это на напоминало нас, более 20 лет наступающих на грабли  нелепых и глупых ошибок, странных стечений обстоятельств, разводящих руками и начинающих заново. Ужас наступает тогда, когда понимаешь - как поколения героев Маркеса, которые не делали выводов из событий, происходящих с ними, так и мы, не делая выводов и наступая на одни и те же грабли, можем провести в таком состоянии куда больше, нежели 23 года.

Какое лекарство можно предложить в таком случае? Рецептов немного. Главный - умение слушать и готовность слышать даже того, кто тебе антипатичен и неприятен. Ведь если задуматься, то мы все одиноки в одной единой стране ввиду того, что ничего не знаем друг о друге. Как часто Вы бываете во Львове? Или, например, в Донецке? А Одессе? Интересует ли Вас что-либо в людях, кроме того, что они могут Вам дать? А самое важное - хотите ли Вы знать больше о том, что происходит вокруг?

В конце концов, мир вокруг нас - это отражение нашего эго. Если человек пуст и одинок внутри, он сеет одиночество вокруг себя, оказываясь, в конце концов, несчастным, и впадающим в крайности. Не являемся ли мы, граждане одной страны, в данный момент именно такими, так легко поддающиеся на чужеродные лозунги, доносящиеся до нас с разных сторон. А ведь для того, чтобы этого не случилось, достаточно просто услышать тех, кто живет в одной стране. Главное условие - чтобы это происходило со всех сторон, но не с одной...

Поможет ли это нам? Не знаю. Я бы посоветовался с великим автором, да вот не получится - его больше нет...

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
  • Радислав Гайфулин 18 апреля, 11:21
    Спасибо! Неожиданная аналогия, но очень точная аналогия. Первая мысль - как я сам не додумался? :) Умные и глубокие рассуждения в Интернет-издании -такая редкость в наши дни. Боюсь только, что ни Восток, ни Правый Сектор Вас не прочитают. А если прочитают, то не поймут, так как не читали Маркеса.
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com