Почему признание "ДНР" и "ЛНР" террористическими организациями не имеет перспектив

15 января, 10:52
Информационно-Аналитический Центр СНБО

Лысенко
Укринформ

Перепечатка материала, опубликованного на сайте Информационно-аналитического центра СНБО

Снаряд, который попал в блокпост на Мариупольском шоссе 13 января 2015 г., унес жизни 12 невинных мирных жителей (уже 13, - ред.) и покалечил судьбы еще десятков людей. Виновные в этом преступлении должны быть наказаны и в этом нет сомнения. Через это событие СМИ и общественность с новой силой подняли тему признания так называемых "ДНР" - "ЛНР" террористическими организациями. Оценим такую перспективу, применив правовой метод.

В Украине за создание террористической организации предусмотрена уголовная ответственность по статье 258-3 Уголовного кодекса (далее УК) Украины.

Закон признает преступлением не только создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или организацией, но и сам факт участия в ней, а так же организационное или другое содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации. Организационное и иное содействие включает в себя финансирование, консультирование, информационную поддержку и т.д.

Новости по теме: Порошенко: В Украине в разы возросла угроза терроризма и диверсий

В нашем государстве нет института уголовной ответственности для юридических лиц (организаций). Но благодаря указанной норме, судебный приговор, вступивший в законную силу, по статье 258-3 УК, в котором было бы признано, что такой-то гражданин является виновным в создании или руководстве или участии в террористической организации "ДНР" или "ЛНР", означал бы юридический факт признания этих самопровозглашенных "республик" террористическими организациями.

Террористическая организация, согласно Закону Украины "О борьбе с терроризмом", это устойчивое объединение трех и более лиц, которое создано с целью осуществления террористической деятельности, в рамках которого осуществлено распределение функций, установлены определенные правила поведения, обязательные для этих лиц во время подготовки и совершения террористических актов. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководителей (руководящих органов) всей организации. То есть, ссылки на то, что министр образования "ДНР" непосредственно не занимается похищением людей или другими формами терроризма, не освобождает его от уголовной ответственности по ст. 258-3, поскольку такие действия совершал или был о них осведомлен, к примеру, А.Захарченко. Какие политико-правовые последствия такого прецедента? Самое главное, что любое участие или помощь таким организациям является преступлением, а любая финансовая или хозяйственная деятельность "ДНР" и "ЛНР" становится невозможной.

Есть ли такой прецедент? Единый государственный реестр судебных решений утверждает, что судебных приговоров по ст. 253-3 в Украине нет. Уголовные производства есть - их сотни. Есть и подозреваемые, а приговоров нет.

Новости по теме: Новые грани мирового терроризма: уроки для Украины

Есть ли этому логическое объяснение? Да. Не стоит забывать о том, что единственным, извините, "товаром" для обмена украинских пленных являются именно задержанные боевики - участники террористических группировок. Таким образом, украинская сторона вынуждена добровольно передавать практически всех задержанных назад, террористам. В случае, если мы отказываемся от обменов - военные остаются в плену, а пространство для маневра и переговоров сужается.

Можно ли получить судебное решение без задержания обвиняемого? Например, без формального руководителя так называемой "ДНР" А.Захарченко? Глава 24-1, ст. 323 УПК Украины предусматривает теоретическую возможность проведения процессуальных действий при отсутствии подозреваемого, обвиняемого, но и такая возможность пока не применена.

Есть ли объяснение и такому феномену?

Есть. Учтем, что сейчас оккупированные боевиками территории Донецкой и Луганской областей остаются территорией Украины, на которой проживают наши граждане. Их миллионы. Закон об особом порядке осуществления местного самоуправления на Донбассе не действует. Но с этими территориями продолжаются хозяйственные, финансовые, межсемейные и другие контакты. Например, закупается и пропускается уголь для ТЭС Украины, на Донбасс доставляются продукты из Украины. Если же применить закон буквально и признать "ДНР-ЛНР" террористами, нам придется прекратить любые контакты со структурами, которые автоматически становятся преступными. Преступлением будет и сама покупка угля в "ДНР".

Можно ли обойти уголовно-процессуальную процедуру признания террористической организацией и принять по этому поводу закон? То есть признать виновными в совершении преступления не судебным приговором, а политическим решением? Скажем так: это противоречивый путь. Ведь есть статья 62 Конституции Украины, которая гласит, что лицо считается не виноватым в совершении преступления и не может быть подданно криминальному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и не установлена обвинительным приговором суда. Законом же мы признаем организацию преступной, а соответственно всех "служащих" так называемой "ДНР" - преступниками без суда.

Новости по теме: В Европе угроза терроризма является самой высокой с 11 сентября 2001 года, - Европол

Относительно перспектив признания террористическими организациями на международном уровне. Имеем здесь международные организации (ООН, Совет ЕС) и национальные правительства иностранных государств.

В ООН процедура предусматривает единогласное решение Совбеза, членом которого является Россия. Вопрос снят. В Совете ЕС - единогласное решение всех государств-членов ЕС. Теоретически - это возможно. Как следствие - уголовное преследование всех причастных к "ДНР" и "ЛНР" и разрыв любых связей. Далее - признание России страной, поддерживающей терроризм со всеми вытекающими.

Но... Во-первых, для иностранцев также первичным является именно наш внутренний прецедент. До этого и Запад, и Восток вновь выражают глубокую обеспокоенность и возмущение по поводу преступных действий "ДНР-ЛНР" (Так, 14.01.15 генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун был глубоко обеспокоен эскалацией боевых действий на востоке Украины и осудил обстрел автобуса Донецкой области). И ничего больше! Будем реалистами, ни один политик не возьмет такую ответственность, пока существует возможность, что Украина каким-то образом договорится с непризнанными республиками.

Во-вторых, открытая конфронтация с Россией не нужна миру. Цель международного давления - заставить Россию покинуть Украину, используя методы экономического и политического давления, но никак не начать войну.

Итак, юридический механизм признания "ДНР" и "ЛНР" террористическими организациями существует. Цена вопроса - судьбы миллионов наших соотечественников.

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@bnk.ua.

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Читать далее
  • dannad 15 января, 12:22
    осталось определиться с понятием и конкретикой,что означает слово терроризм . если оно означает что в этой войне погибший мирный житель погиб от снаряда сепаратистов,то это терракт,если погиб от снаряда ВСУ или территориальных батальонов нац.гвардии ",война ,сами понимаете" ,тогда да СНБО прав,и всё зависит от того кем выпущен снаряд,сепаратистами-терракт,противоположной стороной - освобождение территории от террористов
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...
Loading...