Главная идея была в перемирии. Пойти по тому пути, который на первый взгляд не будет влечь за собой массовые жертвы среди украинских военных и мирного населения. Была зыбкая надежда, что сепаратисты покинут территорию Украины, хотя уже сейчас понятно, что этого не будет. Но важнейшая причина была скорее имиджевая. Очевидно, что при проведении широкомасштабного наступления будут значительные жертвы, особенно среди мирного населения, которым нужно будет найти оправдание. Этим оправданием для властей должно послужить перемирие, что, мол, у вас была неделя, чтобы покинуть свои родные дома в качестве вынужденных переселенцев и отправится куда глаза глядят, подальше от неспокойного Донбасса. Также важно было показать миру, в первую очередь западным союзниками, что официальный Киев готов к миру и ищет иные варианты решения кризиса, кроме силового пути.
Официальные спикеры АТО сообщают, что граница находится под огневой обороной и она на крепком замке. Тем не менее, факты свидетельствуют, что это не совсем так, например, на пропускном пункте Изварино нет украинского контроля и желающие могут и дальше проникать в Украину. Многие источники свидетельствуют, что войска ДНР и ЛНР укрепляются, но самое главное, растет количество бронетехники у сепаратистов, счет танков и БТРов уже идет на десятки. Боевики активно перемещаются, меняют позиции, и, по всей видимости, готовятся к наступлению. Почему?
Дело в том, что побеждает только тот, кто маневрирует. Невозможно достичь победы, забаррикадировавшись в Славянске, Донецке, Луганске и еще ряде городов. Это ловушка. Такая тактика губительна для сепаратистов, ведь даже слабая и неукомплектованная украинская армия, при всех ошибках и частых предательствах командования, будет постепенно окружать сепаратистов, отрезать их от поставок продовольствия и оружия, что приведет в свою очередь к победе Украины в этой войне. Единственная надежда боевиков – идти вперед, продолжая действовать активно, как в апреле – когда им сопутствовал успех. Да, это рискованно, но другого варианта нет.
Похоже, ближайшая цель – Харьков. Уже сейчас, кстати, ситуация в городе раскачивается провокациями и митингами сторонников "федерализации". Показателен и последний громкий случай со столкновением части участников шествия Евромайдана с подразделениями МВД, которые, не долго церемонясь, решили действовать "по старинке". Как итог – новый громкий скандал, под фанфары которого Харьков скатывается в состояние примерно середины марта – начала апреля.
Захват этого города будет иметь для противостояния стратегическое значение: уменьшится территория, с которой Украина сможет получать ресурсы, сепаратисты смогут значительно пополнить свои ряды за счет местных сторонников, в том числе среди пророссийски настроенных местных силовиков, будет захвачен Малышевский завод, производящий БТР-4 и другую бронетехнику. По факту, это предприятие может разделить судьбу Луганского патронного завода, который работает уже против Украины, производя боеприпасы для сепаратистов. Основным направлением удара может быть Изюм.
Тем не менее, украинская группировка тоже усиливается, в первую очередь за счет создания новых батальонов добровольцев, у которых высокий боевой дух и есть личная мотивация, которые сами идут на войну, в не принудительно, через военкоматовский призыв.
Поэтому, скорее всего то, что мы слышим о боях сейчас, может показаться цветочками по сравнению с той бойней, которая может начаться уже через считанные дни. Именно там, на полях сражений, будет решаться не только, будет ли Донбасс украинским, но и будущее самой Украины, которую эта война может как обновить, консолидировать и усилить, так и полностью опрокинуть и ввергнуть в хаос и дезинтеграцию.