Она выражает общее мнение, которое разделяют и вузы, и студенты, и работодатели. Все они заинтересованы в реформе. Украинская высшая школа уже несколько лет "зависает" между советским прошлым и проевропейским будущим, не решаясь сделать шаг вперед и путаясь с вектором движения. Каждая смена власти заставляет нервничать абитуриентов (прежде всего, их родителей), студентов, преподавателей и администрацию вузов, так как новая власть задает новые правила поступления и нормы обучения.
"112" разобрался с тем, что именно изменится с принятием нового закона о высшем образовании, и как эти изменения отразятся на участниках процесса. В этом нам помогла Лилия Гриневич.
Так как новаций действительно много, мы разделили их на два блока: те, что в большей степени заинтересуют абитуриентов и студентов, и те, что заинтересуют преподавателей и администрацию вузов.
Сразу оговоримся, что даже если закон 1187-2 примут на нынешней сессии в самые ближайшие дни, вступительная кампания этого года пройдет по ныне действующему закону.
Для абитуриентов и студентов
- Внешнее независимое тестирование (ВНО) и схему расчета вступительного балла закрепили де юре. Он будет рассчитываться как сумма баллов за сертификаты ВНО (не менее 20% за каждый) + средний балл аттестата (не более 10% от общего балла) + балл за творческие или физические способности (если требуется) + балл за победы на олимпиадах, конкурсе работ в Малой академии наук, подготовительные курсы при вузе и т.п. (от 0% до 5% от конкурсного балла). Сумма умножается на коэффициент, размер которого устанавливает сам вуз. Сумма коэффициентов равна единице.
- Вне конкурса можно будет поступать в бакалавриат или колледж, но не в магистратуру. Ряд льгот будет распространяться и на жителей Крыма, они прописаны в т.н. "оккупационном законе".
- Бесплатные места в вузе (т.е. госзаказ) будут распределять, исходя из предпочтений абитуриентов: куда идут самые сильные из них, туда государство и будет направлять больше средств. Даже если выбор падет на частный вуз, государство может оплатить обучение и там. С 2016г. планируется, что еще на этапе ВНО абитуриенты будут указывать, в какой вуз хотят поступать. Но, как минимум, до 2016г. госзаказ будет распределяться по нынешней схеме: только 20% – на основании конкурсов текущей вступительной кампании, а 80% - исходя из прошлогодних показателей и пожеланий вузов. Это значит, что пока на популярных специальностях в престижных вузах бесплатных мест больше не станет.
- Закон отменяет норму об обязательной "отработке" в течение двух лет для выпускников, учившихся за бюджетные средства.
- Cтипендии будут повышаться поэтапно, и к 2017 году должны достичь прожиточного минимума. Это на год позже, чем планировалось в предыдущей редакции закона, принятой в І чтении в апреле. Сейчас обычная стипендия составляет 830 грн, а прожиточный минимум – 1176 грн. Когда начнется повышение, вопрос открытый, ведь выплаты "бюджетникам" заморозили.
- Сохраняется норма о льготном проезде в транспорте.
- Вводится понятие "младший бакалавр". Речь идет не о механической замене термина "младший специалист", т.к. этот уровень широко востребован и остается, хотя он относится к системе не высшего, а профобразования. Младший бакалавр рассматривается как самый короткий цикл высшего образования.
- Разрешается "перекрестное" поступление в магистратуру, т.е. бакалавр, получивший диплом по одной специальности, может поступать в магистратуру на другую. Например, юрист – на журналиста или математик – на экономиста. Напомним, предыдущее руководство Минобразования во главе с Дмитрием Табачником выступало против этого и даже судилось по этому поводу с Сергеем Квитом, возглавлявшим тогда "Киево-Могилянскую академию", теперь же сам Квит – министр.
- Разрешается брать академотпуск на время учебы за границей.
- Кредит, как единица измерения учебной нагрузки, определен на уровне 30 часов. За год "стационара" набирается около 60 кредитов, т.е. около 180 часов, примерно столько же, сколько сейчас.
Сама кредитно-трансфертная система вводится в рамках Болонского процесса, для того, чтобы упростить и унифицировать расчет учебной нагрузки в разных странах. Например, в польском вузе скорее поймут эту систему, чем пост-советскую, а значит, нашим студентам будет проще перевестись на учебу в европейский вуз.
- Ученые советы вузов смогут нострифицировать иностранные дипломы, проще говоря, "признавать" их. Следовательно, эта процедура упрощается, т.к. обращаться в Минобразования будет уже не обязательно.
- Студентам-призывникам в случае мобилизации гарантируется сохранение места и стипендии. В нынешних крайне неспокойных условиях эта норма особенно актуальна.
- Студенческое самоуправление расширяет автономию и сферу деятельности. По новому закону, с ним будут согласовываться отчисление, перевод студентов, заселение общежитий и назначение замдекана по работе со студентами. При этом администрация вуза не может вмешиваться в деятельность студенческого самоуправления. Финансироваться оно будет за счет членских взносов и собственных средств вуза – не менее 0,5% от суммы поступлений.
- В законе дается исчерпывающее определение циклов высшего образования: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии (Philosophy Doctor, PhD). Диплом специалиста приравняют к магистерскому, а степень кандидата наук – к доктору философии. Последний прием на специалиста запланирован на 2016г.
В варианте закона к І чтению планировалось отменить переподготовку. Но в варианте ко ІІ чтению ее оставили. Тут важно отметить, что если обучение проводилось по неаккредитованной программе, то выпускники отделений переподготовки получают свидетельство, а не диплом специалиста, как сейчас.
Для вузов, преподавателей и администрации:
- Существенное расширение их автономии стало одним из основных достижений нового закона. Вузы будут сами распоряжаться своими финансовыми поступлениями. Плату за обучение не будут облагать налогом и изымать в бюджет. К вузам перейдет право собственности или хозяйственного ведения на имущество, оборудование, землю. И они смогут сдавать всё это в аренду.
- Вводится понятие "эндаумент" (endowment). Это материальный вклад или пожертвование, но не подарок. Использовать можно не сам вклад, а только начисленные проценты. Вузы смогут получать в подарок от госорганов, компаний и частных лиц имущество и материальные ценности (дома, оборудование, машины и др.).
- Разрешается поднимать стоимость обучения. Но не чаще одного раза в год и только на показатель прошлогодней инфляции.
- Присуждать ученую степень доктора философии (PhD) или доктора наук будет ученый совет вуза или научного учреждения, а не Департамент аттестации кадров при Минобразования, как сейчас. За Министерством остается присуждение ученых званий - доцента, профессора и др., - так как за звания идут надбавки из госбюджета.
- Ужесточается наказание за плагиат. Наказывать будут не только претендента на степень, но и членов ученого совета (отстранением от участия в других ученых советах на два года), и сами вузы (лишением аккредитации на год). Борьбой с плагиатом займется комитет по этике при Нацагентстве по качеству образования, которое еще предстоит создать.
- Упрощаются процедуры для приема на работу иностранных преподавателей. Как уже упоминалось, нострифицировать иностранные дипломы смогут ученые советы вузов.
- Не отменяется разрешение преподавать на иностранном языке. Отдельно выделен английский язык. Русский – может использоваться на правах языка нацменьшинств. Напомним, норму об обязательном преподавании в вузах на государственном языке, введенную при министре Иване Вакарчуке, отменили еще в 2010г. и пока не восстанавливают.
- В рамках Болонского процесса планируется согласовать Национальную рамкуквалификаций. К ее разработке привлекут работодателей.
- Ректор и декан будут избираться на 5 лет (7 лет – в национальных вузах) не более чем на два срока. Выборы проводятся в ІІ тура. Руководить кафедрой можно будет не более двух сроков. Запрещается совмещать пост ректора и завкафедрой, как это часто происходит сейчас.
- Поэтапно будет снижаться максимальная нагрузка на преподавателя – до 600 часов/год к началу 2018г.
- Поэтапно, начиная с 2015г., будет увеличиваться доплата преподавателям и научным работникам. До 20% - для доктора наук, 33% - для профессора, начиная с 2017 г.
- В законе предлагают выплачивать "научную пенсию" (т.е. более высокую) преподавателям всех вузов, в том числе коммерческих. Однако закон о высшем образовании не урегулирует данный вопрос. По словам Лилии Гриневич, вопрос пенсии можно урегулировать на уровне пенсионного и бюджетного законодательства, но не Закона о высшем образовании.
- Создается Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования. В него войдут представители вузов, студентов и работодателей. К нему перейдет целый ряд функций, которые выполняло Минобразования и его подразделения, в том числе, разработка стандартов образования и лицензирование/аккредитация. Однако утверждать эти документы будет всё же Министерство, но на основании решений Агентства.
- Срок действия лицензии установят на уровне 10 лет. Сейчас он варьируется – от 3 до 12 лет. Время действия сертификатов об аккредитации сократят только для национальных вузов – с 10 до 7 лет, у остальных – оно останется прежним – 5 лет. Уточним: лицензия дает право обучать по той или иной программе, а аккредитация подтверждает, что это делается на должном уровне, это знак качества в образовательной сфере.
- Закон дает вузам право вести обучение по неаккредитованным программам. Выпускник такой программы не получит государственный диплом, а только диплом самого вуза. Но это не значит, что обучение будет плохим, а диплом не будет котироваться на рынке труда. Например, диплом "Бизнес-школы" при "Киево-Могилянской академии" высоко котируется, несмотря на то, что он не является государственным.
И всё же советуем абитуриентам еще на этапе выбора места учебы поинтересоваться, какой документ они получат по окончании.
Подводя итог,отметим самые важные новации закона о высшем образовании. Вузы получают больше автономии, в том числе и финансовой. Четко регламентируются правила поступления. Сужается сфера деятельности Минобразования и создается новый орган – Нацагентство по качеству образования. Задан вектор на интеграцию Украины в Единое образовательное пространство (Болонский процесс). Остается надеяться, что этот закон примут всерьез и надолго, а изменения коснутся только его усовершенствования.
Екатерина Гичан