Партия регионов против партий регионов

12 апреля, 11:45

Партия регионов переживает серьезный кризис

Партия регионов
Украинское фото
Партия регионов переживает очередной кризис, причем так эффектно, что невольно наводит на мысли об отечественном политикуме вообще. Политическая сила раскалывается на глазах, и это нельзя назвать катаклизмом, потому что сей процесс – закономерность. Ведь в Украине даже сейчас, как ни странно, нет политических партий, которые бы не только назывались, но и на деле были всеукраинскими. Видимо, по этой причине так легко и рассыпаются в прах. Насколько важна это проблема сейчас на фоне событий в Донецке, в Луганске? Думаю, именно в данный момент она - одна из основных.

Но сначала о Партии регионов. Политсила, мягко говоря, сейчас оказалась в куда более сложной ситуации, чем после победы Евромайдана. Тогда у растерянных "регионалов", многие из которых лихорадочно спасали свое имущество, был в потенциале юго-восток Украины. И новая власть вынуждена была если и не слушать, то оглядываться на представителей юго-востока. Сейчас "регионалы" этот юго-восток теряют. Причем теряют при любом раскладе: если (гипотетически) взбунтовавшиеся регионы уйдут под протекторат России, вряд ли украинским политикам будет там место, а если сепаратистские выступления будут подавлены или сойдут на нет (что вероятнее всего), избиратели многое припомнят "регионалам". Прежде всего, то, что Партия регионов (очевидно, ради евроинтеграции) не сделала русский язык вторым государственным. Достаточно слегка напрячь память, чтобы припомнить это предвыборное обещание Виктора Януковича. Русский язык стал одним из основных агитационных брендов Партии регионов на выборах: и президентских, и парламентских. Тема активно эксплуатировалась на всех уровнях, но за эти годы мало что было сделано для выполнения одного из ключевых требований жителей юго-востока Украины, где сосредоточен основной электоральный потенциал "регионалов". (Я уж не говорю об обещаниях преодолеть бедность).

То, что новая власть отменила спорный языковый закон, мобилизовало сторонников Партии регионов на юго-востоке. И вот "регионалы", получив на этом решении новой власти некий политический капитал, стремительно теряют свой главный ресурс, который позволял им все эти месяцы оставаться на плаву. Основная причина – резкие разночтения между депутатами по такому деликатному вопросу, как удержать юго-восток. В том, что группа Сергея Тигипко выйдет из Партии регионов, особых сомнений не было еще со съезда.

Во вторник вечером, 8 апреля, заметное количество депутатов покинуло фракцию Партии регионов. Они создали депутатскую группу, оппозиционную как к власти, так и к Партии регионов, судя по тональности заявления. Тезис "Партия регионов превращается в акционерное общество" станет основным и для этой группы, и для Сергея Тигипко как кандидата в президенты. Однако сам Сергей Тигипко все-таки, позиционируясь как всеукраинский политик, начинает полномасштабную войну именно за юго-восток, перетягивая на свою сторону местные парторганизации. Но у ПР остается Михаил Добкин, с которым будут соперничать Олег Царев и Юрий Бойко. Комическая ситуация: однопартийцы рвут друг у друга Юго-Восток из рук. Замечу, даже не пытаясь продвинуться в центральные или западные регионы. Почему-то господа политики считают, что их избиратели читают исключительно предвыборные листовки и начисто лишены критического мышления. Тем не менее, избиение яйцами Олега Царева сработало на пиар этого кандидата, ничем таким особым дотоле не выделявшегося. Если припомнить, что яйца вообще играли важную роль в жизни лидеров ПР (яйцо существенно спустило рейтинг Виктора Януковичв), то очередное яйцеметание вполне логично. Итак, три кандидата, выходца из Партии регионов, соревнуются за симпатии избирателей юго-востока. Когда на одном поле много кандидатов, обычно и симпатии избирателей распыляются. Коммунисты усмотрели в этом шанс для себя. Крым и "красный пояс" они потеряли, остается смутная надежда перетащить на себя электорат юго-востока, вытеснив дискредитировавшую себя Партию регионов. Всего-то и делов – лозунги обновить! Поэтому лидер КПУ Петр Симоненко и поддержал жителей юго-востока с трибуны парламента.

Сложно сказать, за чьи симпатии намерен побороться Юрий Бойко. Однако если учесть, что фракция Партии регионов, сокращаясь в размерах, тем не менее, шустро пытается заключить какие-то договоренности и сформировать новое большинство, работа ему найдется.

Какой можно сделать вывод? Те, кто в свое время играл на противопоставлении регионов, продолжают в том же духе. Они даже не пытаются понять электорат западных, центральных и северных регионов. Пусть Олега Царева измолотили яйцами активисты "Правого сектора", которым в условиях обновленного законодательства ничего другого и не остается, - Олег Царев даже не попробует пойти с ними на диалог, но сделает из этого пиар. А что ему остается? Услышат ли его соратники Дмитрия Яроша? Сомневаюсь.

Но, раскритиковав "регионалов", хочется найти позитивный пример. И что? Его нет! Просто нет. "Батькивщина"? Вряд ли даже эту сейчас мощную партию можно назвать всеукраинской по духу, поскольку она неоднозначно воспринимается на том же юго-востоке, а в западных регионах, чей электорат Юлия Тимошенко пытается привлечь, "Батькивщину" опережают другие силы. Да и политическая эквилибристика "Батькивщины", оправданная тактически, не всегда закономерна стратегически. Так, объединяя три оппозиционных партии, "Батькивщина" так и не породила единого кандидата, если не считать таковым Юлию Тимошенко. Но эксклюзивного права представлять всю оппозицию у нее нет. Опять же, сыграла злую шутку региональная замкнутость партии, смешение прозападных лозунгов с аморфной борьбой с коррупцией. И сейчас "Батькивщина" рванула в бой за юго-восток, где имеется бесхозный электорат. Неслучайно Юлия Тимошенко чуть ли не первой прибыла в Донецк, до неприличия опередив Александра Турчинова.

Более-менее веские претензии на всеукраинский статус предъявлял "УДАР", но конвертировать их в реальную всеукраинскость не смог и слился с политсилой Петра Порошенко, умножив количество, но не став от этого всеукраинским. "Свобода" замкнула на западные регионы, и ее продвижение в центр и на север страны связано с радикализацией электората. Правда, сейчас радикалов "окучивает" "Правый сектор".

По большому счету, ни одна политсила, декларируя в своих программах единение Украины, ровным счетом ничего не сделала для этого единения. Напротив, стоит стартовать выборам, как начинается игра на нервах: кандидаты огораживают свои электоральные поля и всю агитационную кампанию сводят к тому, чтобы не пустить туда конкурентов. Добро бы это сражение регионов было только на политическом уровне, но ведь оно продолжается и во власти. Если "папередники" продвигали стиль и ценности юго-востока, то новая команда сделала четкую ставку на интересы западных регионов. Следовательно, кто бы что ни делал, какой бы идеальный политик к власти ни пришел, все равно, солидные части Украины будут крайне недовольны политикой центра. До поры до времени регионы глухо роптали. В 2014 году создан опасный прецедент. Местные элиты усмотрели в крымской миграции под крыло РФ новые возможности, а всеукраинской политической силы, которая способна была бы хоть достойно ответить России (на политическом уровне и политическими методами) не нашлось. Это значит, что шансы объединить, условно говоря, две Украины, тают: не удержали Крым – сложно будет удержать и другие территории. И появление всеукраинской политсилы в таких условиях маловероятно даже в том случае, если Россия двинет на Киев свои танки. Это повышает роль региональных лидеров, которые неизбежно начнут отщипывать у Киева полномочие за полномочием. Не имея никакой концепции единой Украины, кроме попеременного доминирования то западных, то восточных стилей жизни и государственнических концепций, пресловутый "электорат", глядя на Крым, призадумается: кто же нам ближе - те, кто далеко, или свои-родные-местные? Так что Александру Турчинову, ухватившемуся за силовой вариант реагирования на митинги в Донецке, Луганске и Харькове, стоило бы сто раз подумать, как сочетать силу с умом. Если, конечно, в его планах именно единая Украина хотя бы в границах февраля 2014 года.

Лилия Брудницкая

 

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
  • wodka 12 апреля, 11:53
    На Майдане выпустили джина из бутылки, но его затолкать обратно никому не получиться. Той Украины, в которой уживались и правые, центристы,левые; Западная и Восточная уже никогда не будет. Силовой метод не приведет к позитивному решению. Так что сепаратисты - это люди нарушившие баланс сил и насильно свергнувшие конституционную власть.
  • wodka 12 апреля, 11:49
    Мая бабушка говорила:"Что собака белая, что собака черная - она остается собакой" Так и с партией - как ее не назови суть от этого не меняется.
Новости партнеров
Погода, Новости, загрузка...
traffim.com