Жанна Таланова: обезопасить высшее образование от политических изменений можно через автономию ВУЗов

9 апреля, 11:54

Интервью с доктором педагогических наук Жанной Талановой о перспективах реформирования лицензирования ВУЗов

Жанна Таланова
bnk.ua

По заказу Министерства образования и науки (МОН) Украины группа экспертов подготовила проект Концепции реформирования системы лицензирования и аккредитации в высшем образовании. В ходе ее публичного обсуждения представители вузов и работодателей высказали целый ряд замечаний к Концепции. Портал  bnk.ua обратился за экспертным комментарием к доктору педагогических наук, менеджеру по аналитической и административной работе "Темпус-Офиса" Жанне Талановой. Программа Темпус - это программа внешней помощи ЕС в модернизации системы высшего образования в странах-партнерах.

- В ходе обсуждения Концепции Вы высказали ряд вопросов и замечаний, среди которых – о статусе Национального агентства по качеству высшего образования.

- Этот статус не определен в проекте закона "О высшем образовании" №1187-2. Согласно ст. 17, 18 законопроекта, среди полномочий Нацагентства предусмотрены лицензирование и аккредитация, поэтому важно было бы в Концепции реформирования системы аккредитации и лицензирования изложить позицию Министерства по этому поводу, ведь без его решения невозможно двигаться дальше на пути модернизации системы высшего образования.

- В образовательном сообществе высказывалось сомнение в уместности написания Концепции, когда еще не принят указанный закон №1187-2. Какие у Вас замечания к Концепции?

- В Концепции представлены предложения о тактическом решении некоторых текущих проблем в рамках действующего нормативно-правового поля, например, сокращение и уточнение перечня документов для прохождения процедуры лицензирования или аккредитации. При этом документ не дает ответа на другие неотложные текущие вопросы вузов относительно процессов лицензирования и аккредитации, остановившихся с 2013 г. на уровне департамента МОН. Это означает, что вузы не имеют права выдавать дипломы выпускникам этого года.

Поэтому указанная Концепция одновременно состоит как из действительно концептуальных, так и из текущих вопросов.

К концептуальным вопросам относительно стратегического развития системы обеспечения качества в части инструментов лицензирования и аккредитации отнесены - создание внутренней системы (вузов) и внешней системы обеспечения качества высшего образования, основанное на Европейских стандартах и рекомендациях по обеспечению качества высшего образования (это - условие евроинтеграции в высшем образовании, обязательства Украины в контексте Болонского процесса); принципы лицензирования и аккредитации, сокращение видов образовательных услуг, подлежащих лицензированию.

Во-первых, Концепция предлагает аккредитацию образовательных программ, но не дает ответа на вопрос о сокращении существующего перечня отраслей образования, направлений и специальностей (сейчас магистерских специальностей, по которым создаются образовательные программы, - более 500), например, согласно Международной стандартной классификации образования (ЮНЕСКО, ISCED 2011). Ведь такое количество образовательных программ аккредитовать на высоком и ответственном уровне невозможно.

Во-вторых, юридический статус Нацагентства не предлагается.

В-третьих, количество членов Нацагентства предлагается необоснованно сократить и определить, что они выполняют свои функции на профессиональной основе, но не объясняется, каким образом представители студенчества или работодателя и другие представители могут профессионально выполнять свои функции - это означает, что они должны уволиться с места работы или прервать обучение, или что-то другое? Очевидно, "финансовые соображения" (по которым их предлагают сократить, - ред.) не могут быть решающими в обеспечении качества высшего образования, тем более, не определено, в чем заключается "экономия".

В-четвертых, вызывает сомнения справедливость пропорциональности представительства в Нацагентстве от вузов государственной, коммунальной и частной форм собственности.

Ведь по официальным данным Госкомстата Украины, количество вузов частной формы собственности составляет 177 (количество студентов - 223 тыс. 475), из них І-II уровней аккредитации - 74 (36 тыс. 481 студент), III-IV уровней аккредитации - 103 (186 тыс. 994 студентов);

Вузы государственной и коммунальной форм собственности - 646 (425 гос + 221 ком) (количество студентов - 1 млн 946 тыс. 666 (1 млн 789 тыс. 129 гос + 157 537 ком), из них I-II уровня аккредитации - 208 государственных (187 тыс. 67 студентов) и 207 коммунальных (121 тыс. 687 студентов); III-IV уровней аккредитации - 217 государственных (1 млн 602 тыс. 062 студента) и 14 коммунальных (35 тыс. 850 студентов).

В-пятых, предложение вместо отраслевых советов создать один Межотраслевой совет не дает ответа, кто в таком случае будет выполнять функции разработки стандартов высшего образования нового типа - основного ориентира для аккредитации и лицензирования.

- В системе высшего образования в целом и в системе лицензирования / аккредитации изменения назрели давно. Какими должны быть первоочередные шаги?

Я поддерживаю реформирование национальной системы высшего образования в контексте ее сравнимости и понятности в Европе и мире. Речь идет о введении положений Европейского пространства высшего образования - трехцикловая структура высшего образования с сохранением постдокторской образовательно-научной степени - доктор наук; приложение к диплому европейского образца; стандарты высшего образования нового типа, построенные на компетентностном подходе с учетом Национальной рамки квалификаций; измерение нагрузки студентов по Европейской кредитной трансферно-накопительной системе (ECTS) для обеспечения их мобильности.

В проекте закона "О высшем образовании" № 1187-2 предложены пути расширения финансовой, организационной, кадровой и академической автономии высших учебных заведений и обеспечения прозрачности их деятельности и ответственности, создания и развития системы обеспечения качества высшего образования, в частности реформирования лицензирования и аккредитации. Положения законопроекта соответствуют положениям Европейского пространства высшего образования и Европейским стандартам и рекомендациям по обеспечению качества высшего образования, которыми надо руководствоваться при совершенствовании процедур лицензирования и аккредитации.

- Представители вузов просили о пролонгации сроков действий лицензий и сертификатов об аккредитации и установлении переходного периода, т.к. ни они, ни МОН не успевают завершить подготовку документов. Насколько это справедливо?

Такая просьба обоснована, ведь накопленные в Министерстве лицензионные дела, подготовленные по старым подходом, не могут быть рассмотрены так быстро, чтобы успеть до конца учебного года и до начала вступительной кампании. Также в ближайшее время необходимо это делать уже по упрощенным процедурам, для этого нужно утвердить новые "правила игры".

- Смена власти в Украине приводит к "политическим" изменениям в системе образования. Каким может быть механизм защиты от изменений, продиктованных политической целесообразностью?

Очевидно, что необходимо законодательно расширить реальную автономию учебных заведений по европейским подходам и законодательно закрепить влияние общественности на принятие решений в системе образования на всех уровнях - через родительские советы, наблюдательные советы, образовательные объединения и т.п. - без их принятия ни одно решение в системе образования не может быть принято. То есть, государственно-общественное управление образованием, о котором все время говорят, но которое в Украине не существует на законодательном уровне, должно внедряться - примером может служить опыт Польши.

Беседовала Екатерина Гичан

 

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Осталось 1000 символов
    Новости партнеров
    Погода, Новости, загрузка...
    traffim.com