Концепция реформы нацелена на решение проблем в сфере налогообложения по четырем направлениям. Во-первых, планируется наладить между налогоплательщиками и налоговыми органами партнерские отношения и предусмотреть в кодексе ответственность за неправомерные действия фискалов. Также новая версия Налогового кодекса должна сократить перечень обязательных проверок и обеспечить за плательщиком право выбирать способ проведения проверки.
Во-вторых, предполагается продолжение курса на сближение бухгалтерского и налогового учетов, в том числе за счет использования единого метода учета при расчете доходов и расходов, налогового кредита и налоговых обязательств.
В-третьих, Кабмин планирует довести до конца идею сокращения количества налогов и сборов. В этом Украина будет ориентироваться на страны, где количество налогов и сборов не превышает 10, например Германию и Голландию (по 9 налогов) или Китай и Францию (по 7 налогов), или же Норвегию со Швецией, в которых по 4 налога. При этом правительство не отказывается от расширения базы налогообложения, что необходимо для компенсации недопоступлений, связанных с ликвидацией налогов, и сокращения налоговых льгот.
И наконец, в-четвертых, концепция нацелена на создание стимулов для органов местного самоуправления за счет перераспределения поступлений от налогов и сборов с большим смещением финансовых потоков в регионы.
В процессе подготовки концепции участники рабочей группы при МЭРТ также обсуждали конкретные варианты реформирования отдельных налогов. В частности министерство предложило снизить единый социальный взнос (ЕСВ) до 18%, что на уровне рабочей группы вызвала одобрение. "Идея снижения ставок ЕСВ не нова — она обсуждается уже несколько лет и постоянно упирается в поиск компенсаторов. Учитывая дефицит Пенсионного фонда, реализовать ее в краткосрочной перспективе будет довольно проблематично", — отмечает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Также может быть снижен налог на прибыль с нынешних 16% до 10% с одновременным введением налога на основной капитал в размере 1% от объекта налогообложения (первичной стоимости основных средств). На уровне рабочей группы обсуждается идея введения дифференциальной ставки НДС по следующей схеме: 7% при расчетах между плательщиками налога и до 17% на операции между неплательщиками.
Напомним, недавно первый заместитель министра доходов и сборов Игорь Билоус заявлял, что все реформы, которые проводятся в налоговой системе, будут обсуждаться с бизнесом.