ГУАМ: интеграционный вызов Таможенному союзу

29 апреля, 15:49

Сергей Орешет, эксперт по вопросам международной безопасности

ГУАМ
УНІАН-економіка
 Реалии нынешнего положения Украины позволяют мне с определенной долей вероятности утверждать, что вопрос членства в ЕС и НАТО в ближайшем времени для нас будет закрыт. Закрыт не по нежеланию Украины, а в силу множества причин, которые, увы, не являются темой данной статьи.

 Украина находится на пути из одного интеграционного образования Содружества независимых государств - в другое образование под названием Европейский союз. А как известно дорога легче и быстрее, когда есть попутчики. Так кто же может стать такими взаимовыгодными попутчиками Украины на тернистом пути до Европы?

 Большинство стран мира, так или иначе, задействованы в разнообразных интеграционных процессах, будь то военные альянсы, политические или сугубо экономические.  Цель каждой их стран в таких образованиях усиление собственных позиций по тому или иному вопросу. Такого рода союзы, построенные на взаимодополняемости и кооперации в конечном итоге должны приносить выгоды для каждой их стран участниц.

 Как показала практика СНГ, любой союз под эгидой Москвы на постсоветском пространстве рано или поздно превращается в организацию с доминирующей навязчивой волей России. Россия очень ревностно относится ко всему, что связано с бывшей советской империей, а тем более к любым политико-экономическим союзам без ее участия.

 Реальный пример тому, Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС) – организация, которая была создана в 2002 году Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. Цель объединения - взаимодействие в различных сферах,  предотвращение угроз территориальной целостности и суверенитету государств-участников, поэтапное формирование единого экономического пространства.  Уже в 2004 году в члены организации была принята Россия, с формулировкой за "особые заслуги перед центрально-азиатскими странами". Меньше чем за год управление и руководство организацией перешло под российский контроль, а уже в 2005 году на саммите ЦАС в Санкт-Петербурге было принято решение объединить ЦАС с ЕврАзЭС. Вот так бесславно закончилась попытка центрально-азиатских стран создать субрегиональный интеграционный проект без России.

 Единственным субрегиональным интеграционным образованием, без участия России остается Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), которую в 1997 году основали Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Предпосылками создания ГУАМ было общее для всех стран желание ослабить экономическую и прежде всего энергетическую зависимость от России, налаживание диалога для процесса урегулирования замороженных конфликтов на территориях этих стран без участия России.

 Отбросив все дипломатические формулировки можно смело утверждать, что ГУАМ был создан, как альтернатива СНГ, в пику Российской Федерации и как ответ на ее навязчивое желание доминировать в регионе. Четкий прозападный вектор организации был зафиксирован во время саммита НАТО в Вашингтоне, в 1999 году, на котором главы государств-участников приняли Вашингтонскую декларацию, декларирующую цель интеграции в европейские и евроатлантические структуры.

 Уже к 2000 году ГУАМ получил статус региональной межгосударственной организации с штаб-квартирой в Киеве. Организация начала активно развиваться, однако это процесс был недолгим. Приход к власти в России В. Путина и его курс на укрепление роли Российской Федерации на постсоветском пространстве, совершенно не предусматривал наличия альтернативных субрегиональных структур. Были предприняты все средства для замораживания деятельности ГУАМ. Следует признать, что цель была практически достигнута. В 2005-2009 г.г. усилиями президента Украины Виктора Ющенко и президента Грузии Михаила Саакашвили была сделана попытка поставить организацию на новые рельсы и придать свежий импульс ее деятельности, но все это натыкалось на стену непонимания со стороны Молдовы, президентом которой, в то время, был лояльный к Кремлю коммунист Воронин.

 На протяжении последних 5 лет ГУАМ существует все в том же формате, однако реальное положение дел в организации, до недавних пор, позволяло говорить о ее существовании более де-юре, чем де-факто.

 События последних месяцев, изменение внешнеполитической конъюнктуры, общие энергетические и транспортные проблемы, которые требуют совместного комплексного решения, наличие у каждой из стран-участников конфронтации с Россией, диктуют необходимость активизации взаимодействия в рамках ГУАМ. Каждая из стран имеет нерешенные территориальные конфликты, к которым в той или иной степени причастна Россия (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Крым). Ситуация практически идентичная той, которая служила предпосылкой для создания организации, только сейчас эти вызовы стали в разы острее и масштабнее.

 Председательство Грузии в ГУАМ в 2013 году, итоги Вильнюсского саммита "Восточного партнерства", события в Украине, начали наполнять организацию новыми смыслами и придали импульс для углубления интеграционных процессов. Именно страны ГУАМ, являются теми верными попутчиками, вместе с которыми Украина может прийти в общеевропейский дом.

 ГУАМ также имеет все основания для того, чтобы превратиться в мощную региональную международную организацию, центром притяжения для государств оси Каспий-Кавказ-Балканы. 

Редакция может не соглашаться с автором

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Осталось 1000 символов
    Новости партнеров
    Погода, Новости, загрузка...
    traffim.com