Вспоминается лето 2012 года, когда стартовала избирательная кампания по выборам в Верховную Раду нынешнего созыва. Находившееся тогда в оппозиции Всеукраинское объединение "Батьківщина", которое возглавил Арсений Яценюк, поскольку Юлия Тимошенко находилась в местах лишения свободы, шло в парламент с предвыборной программой, которая по содержанию была явно социал-демократической, что и привлекло избирателей. Сейчас же, когда "Батьківщина" является, по сути, главной правящей силой, а Яценюк занял пост премьер-министра, произошла радикальная смена социально-экономической политики на неолиберальную, даже неоконсервативную. Подобная политика, естественно, аргументируется экономической разрухой, оставленной режимом Януковича, и военной агрессией Кремля. Как говорится, война все спишет! Но с другой стороны, известно, что точка зрения определяется местом сидения.
Все тяготы и лишения кризиса перекладываются на рядовых граждан, а интересы крупного олигархического капитала если и затрагиваются, то в крайне малой степени. Чтобы понять это, достаточно ознакомиться с программой правительства Яценюка, материализованной путем принятия 27 марта 2014 года в парламенте так называемого пакета по предотвращению катастрофы, подробно возвращаться к которому нет смысла, поскольку на эту тему уже много сказано, в том числе, автором этих строк (см. материал "Антикризисный план Яценюка: за "катастрофу" платят граждане, а не олигархи!", http://glavcom.ua/articles/18534.html). Поэтому полнейший скепсис вызывает торжественно провозглашенная во время выдвижения в кандидаты в президенты 29 марта 2014 года Юлией Тимошенко "священная война" олигархам.
К тому же, указанными "антикатастрофическими" мерами Яценюка "сюрпризы" далеко не исчерпываются. Чтобы получить обещанный Украине кредит в размере -18 млрд, правительство будет и далее согласовывать с МВФ различные ужесточающие меры, в том числе, перед выделением каждого нового транша.
Поэтому следует хотя бы вкратце рассмотреть крайне тяжелую экономическую ситуацию в стране и то, как это бедственное положение еще более ухудшится, если будут проводиться в жизнь заявленные "реформы", являющиеся плодом коллективного творчества миссии МВФ и правительства Яценюка.
Кратко о близком коллапсе и его составляющих
Украина начала скатываться в экономическую пропасть не сегодня. К острейшему социально-экономическому кризису привел не только революционный хаос, но также правление режима Януковича и ряд глобальных факторов. Промышленное производство в стране начало падать еще в июне 2012 года. План поступлений в бюджет в 2013 году был выполнен только менее чем на 94%. ВВП чудом удалось удержаться от падения, благодаря хорошему урожаю в прошлом году. По крайней мере, если верить официальной статистике, согласно которой рост/падение ВВП в 2013 году составил 0%.
Попытки правительства Азарова "нарисовать" рост ВВП в 2014 году в размере 3% изначально вызвали реакцию отторжения. Сохранялись надежды хотя бы на небольшой рост в размере 0,5-1%. События последней зимы эти надежды похоронили.
Первоначально МВФ оценивал падение ВВП в 2014 году в 4%, а инфляцию декабрь-2013 к декабрю-2014 в 14,2%. В ходе переговоров с МВФ Кабмину удалось "сторговаться" 3% падения ВВП и 12% инфляции, что не особо утешает. Тем более что есть и более пессимистические оценки падения ВВП в 2014 году – 7%.
Золотовалютные резервы (ЗВР) Национального банка, которые на своем пике в мае 2011 года превышали 37 млрд долл., в феврале 2014 скатились до 20 млрд долл., что крайне опасно по целому ряду причин. В то же время, по данным Министерства финансов на начало февраля, только на погашение и обслуживание внешнего государственного долга Украине в 2014 году нужно более 7 млрд. Кроме того, согласно общепринятым данным, ЗВР страны должно хватать, как минимум, на 3 месяца оплаты импорта, но если исходить из того, что на покрытие 3-месячного импорта необходимо более 6 млрд, то имеющегося ЗВР хватит едва только на 2 месяца.
И это при том, что с 1 апреля резко возрастет цена на российский газ, на который припадает значительная доля валютных расходов, хотя четкого понимания, какой именно будет цена, нет. Напомним, что позорно сбежавший Янукович в декабре 2013 года договорился с Путиным о снижении цены до 268,5 долларов за 1000 кубов, но эта цена действует только до конца 1-го квартала 2014 года. Согласно скандальным газовым контрактам 2009 года, цена на российский газ во 2-м квартале должна составить примерно 268 долларов. Москва в одностороннем порядке денонсировала соответствующие межгосударственные договоры с Украиной. В Белокаменной дают понять, что так называемая "харьковская газово-флотская" скидка на газ в размере 100 долларов более действовать не будет, поскольку Россия аннексировала Крым вместе с базой Черноморского флота в Севастополе и не будет давать скидку за пользование тем, что силой отобрала методом "гоп-стопа". Премьер Яценюк уже возвестил "городу и миру", что со 2-го квартала Украина будет получать российский газ по цене 450. А вот министр энергетики Продан придерживается иного мнения, полагая, что с 1 апреля Украина должна платить за топливо примерно 268, то есть скидка действует. И формально Продан прав! Ведь "газово-флотская" скидка, действующая до 2019 года, как и сам контракт, установлена в 2010 году путем заключения украино-российского межгосударственного договора, ратифицированного парламентами обеих стран. Не признаваемая мировым сообществом аннексия Крыма абсолютно ничего не меняет. По мнению экспертов, односторонняя денонсация – вопрос крайне спорный, и России предстоят длительные и малоперспективные тяжбы в международных судах. Впрочем, это вопрос для юристов-международников.
Кстати, повышение тарифов для населения абсолютно не решают проблему валютных взаиморасчетов за газ. Население платит в гривне, и сколько ни повышай – валюты больше не станет.
Обостряется ситуация с валютными поступлениями. Из-за дороговизны импортного газа становится нерентабельной и останавливается химическая промышленность, являющаяся важнейшим источником валюты. Серьезнейшие проблемы обозначились в металлургии, являющейся самым главным поставщиком валюты. В конце 2013 года казалось, что долгожданный рост экономики Евросоюза приведет к увеличению экспорта металла, что и показал рост выпуска металлургической продукции Китая на 4%, ЕС – на 6%, Ближнего Востока и Северной Африки – на 1%. Зато в Украине производство стали в январе-феврале 2014 года обвалилось на 11% якобы по причине ремонта оборудования, и только недавно отрасль стала показывать рост. Кроме того, цены на металлургическую продукцию не радуют ростом. Существенно просели цены на железорудное сырье, экспорт которого в 2013 году обеспечивал существенные объемы валютных поступлений.
Обострение отношений с Москвой, торговая война и падение экспорта в Россию чревато потерей, по некоторым оценкам, до млрд экспорта, которые компенсировать просто нечем. Главный удар будет нанесен по высокотехнологичному производству и по юго-восточным регионам, где размещена львиная доля соответствующих предприятий, что чревато ростом социального недовольства и сепаратистских настроений, подогреваемых Москвой. Ни Кабмин Яценюка, ни МВФ, ни ЕС не способны ответить на банальный вопрос: кто, вместо России, будет покупать авиадвигатели производства запорожской "Мотор-Сечи', ракетную технику днепропетровского "Южмаша" и системы ее управления харьковского "Хартрона", многое другое?! Дабы предварить обычные при подобных вопросах обвинения в "московской пропаганде", уточним: речь идет не о сдаче московскому империализму, а о желании понять, осознают ли в Кабмине, МВФ и прочих подобных организациях, что это вопрос о научно-технологическом уровне, о сотнях тысяч рабочих мест и миллиардах долларов валютных поступлений?
В итоге возникает сакраментальный вопрос: чем возвращать международные займы при таком падении валютных поступлений, при условии, что эти займы дадут? Новая власть ничтоже сумняшеся уже заявляет о планах, за которые критиковали режим Януковича: распродать остатки государственной собственности, включая газотранспортную систему. Чтобы государство окончательно утратило возможность проводить экономическую политику? Впрочем, можно еще землю распродать, и возможно, к тому идет…
Банковская сфера на грани кризиса
К тому же, назревает кризис в банковской системе, что может привести к массовому банкротству банков. Отток вкладов с начала года составил около 80 млрд грн, что составляет около12% депозитов и прочих пассивов. Уже наблюдаются задержки платежей. Увеличивается количество тех частных вкладчиков, которым Фонд гарантирования вкладов вынужден возвращать их деньги из-за неплатежеспособности банков. Но если начнется массовых "падеж" банков, то средств Фонда не хватит, и понадобится поддержка государства, но денег в бюджете на это нет, а массовая невыплата чревата социальным обострением. Эксперты полагают, что банкротство крупного банка вынудит Нацбанк начать масштабную рекапитализацию банковской системы для поддержания ее ликвидности. А тут еще проблема Крыма, в котором "застряли", похоже, уже безвозвратно, 16 млрд грн кредитных ресурсов, из которых 5,6 млрд – у Приватбанка.
Собственно, "ползучее" рефинасирование уже идет. С начала года Нацбанк предоставил коммерческим банкам 18 млрд грн. Но тем самым раскручивается спираль девальвации гривны, поскольку эти деньги рано или поздно оказываются на валютном рынке.
На момент написания этого материала, национальная валюта уже обесценилась почти на 50%, приблизившись к отметке 12 грн/долл. В Нацбанке рассуждают о том, что предыдущая власть неоправданно удерживала завышенный курс. В МВФ настаивают на том, чтобы регулятор вообще отказался от поддержки гривны, что не особо афишируется.
Тот факт, что обвал гривны приведет к инфляционному взрыву, неконтролируемому росту цен и тарифов и окончательному обнищанию подавляющего большинства населения страны, похоже, не волнует ни правительство, ни МВФ.
Голодный паек для граждан
Напомним, что важнейшим элементом антикризисной программы МВФ и правительства Яценюка, кроме раскручивания монетарной инфляции, является замораживание пенсий, зарплат в бюджетном секторе, минимальной зарплаты и прожиточного минимума, сокращение работников бюджетной сферы, что ускоряет и без того растущую безработицу, радикальное повышение тарифов на газ и жилищно-коммунальные услуги для населения. Экономия на зарплате позволит бюджету сохранить 6,8 млрд грн, на пособиях при рождении ребенка – 3,8 млрд грн, отказ от повышения пенсий – 3,5 млрд грн. Итого, доходы граждан сократятся на 14,1 млрд грн. И это напомним, на фоне резкого повышения тарифов ЖКХ.
Еще один малоизвестный нюанс состоит в том, что МВФ настаивает на сокращении, а в идеале, отмене упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Что характерно, говоря об экономических реформах, правительство Яценюка даже не повторяет заезженные мантры предшественников о развитии малого бизнеса и среднего класса. Поэтому и с этой стороны роста доходов граждан ожидать не следует, а наоборот, грядет их сокращение.
В последние годы одним из основных факторов удержания на плаву экономики Украины как раз было частное потребление, которое, впрочем, по товарам длительного пользования в большой мере ориентировалось на импортные товары. Девальвация гривны и, соответственно, сокращение импорта должно было бы привести к переориентации потребителя на товары отечественного производителя.
Но все дело в том, что указанные выше действия правительства и МВФ убивают платежеспособный спрос и внутренний рынок, и без того очень слабый. В прошлом году, по ряду оценок, частное потребление занимало около 70% ВВП и показывало ощутимый рост в 7,8%. Зато в нынешнем году ожидается падение потребления на 3,5%, чему есть две причины. Во-первых, экономический кризис и революционная нестабильность порождают неуверенность в завтрашнем дне и стремление экономить на покупках, кроме самого необходимого. Во-вторых, спрос сокращается, поскольку замораживаются или даже снижаются зарплаты, а потребительское кредитование и вовсе уходит в ноль. Теперь к этим факторам добавятся, повторим, упомянутые меры правительства, которые еще больше подкосят потребительский спрос.
В свою очередь, сжатие внутреннего потребительского рынка ведет к остановке производства, сокращению занятости и росту безработицы. Именно к этому привели жесткие "замораживающие" меры в Греции, Болгарии, Португалии и Испании, что вылилось в резкий всплеск социальных протестов, вплоть до настоящей партизанско-пролетарской войны, учиненной испанскими шахтерами летом 2012 года. Впрочем, положение в Украине может быть даже хуже: если в зоне евро проблема девальвации отсутствует как таковая, то у нас обвал гривны усугубляет падение платежеспособного спроса и обнищание граждан.
Богатые станут еще богаче
В то время, когда рядовые граждане страны будут нищать под ударами шоковых мер, накатанные годами коррупционные и оффшорные схемы по вымыванию средств из бюджета и выводу капиталов из страны остаются целыми и невредимыми.
В Федерации работодателей, возглавляемой опальным ныне олигархом Фирташем, недавно заявили, что при старой власти на тендерах, госзакупках и прочих распределениях бюджетных средств разворовывалось до 160 млрд грн в год. Почему-то проблема разворовывания государственных денег правительство пока не озаботила. Правда, недавно прозвучало обещание вскоре вернутся к пересмотру закона о тендерах и госзакупках. Интересная деталь: как сэкономить на гражданах 14 млрд грн уже придумали и даже соответствующий закон приняли, а к борьбе с разворовыванием сумм, на порядок более весомых, чиновники никак не могут приступить! Очевидно, еще не со всеми согласованы "интересы".
Еще один интересный штрих. Правительство героическими усилиями за счет урезания и замораживания социальных стандартов добивалось балансирования бюджета суммарно по доходам и расходам на 80 млрд грн. В то же время, новоназначенный глава налоговой службы Игорь Белоус на встрече с бизнесменами поведал, что только через так называемые налоговые ямы из бюджета ежегодно уходит 100 млрд грн, и свою задачу как руководителя ведомства он видит в том, чтобы вернуть эти огромные средства в казну. Но правительство не собирается переделывать бюджет с учетом возврата этих денег, да и МВФ почему-то на этом не настаивает. И действительно, заморозить зарплаты бюджетникам, пенсии пенсионерам и соцвыплаты нуждающимся, а также провести существенные увольнения намного проще, чем бороться с отмыванием денег и уклонением от налогов. К тому же, очень многие заинтересованы в наличии коррупционного ресурса в виде теневых денег.
Наконец, правительство Яценюка вообще ничего не говорит о борьбе с выводом капиталов на рубеж через оффшорные схемы и о возврате ранее выведенных капиталов, объем которых только на последние годы оценивается в 100 млрд. Предыдущее правительство Азарова хотя бы делало вид, что борется с выводом капиталов, но соответствующий законопроект постоянно проваливался в парламенте. Нынешняя власть этот вопрос пока даже не поднимает. Посвященный этой проблеме законопроект о трансфертном ценообразовании нынешнее большинство парламента тихо задвинуло в долгий ящик. МВФ, похоже, этой проблемой тоже не интересуется. Правда, странно?.. Чтобы не сказать – подозрительно…
Единственное, чем придется пожертвовать олигархам, да и то не всем, в ходе самоотверженной борьбы за спасение страны от катастрофы – это увеличение в 2 раза налога на пользование недрами. Ну и плюс некоторые фискальные новшества, вроде традиционного повышения акцизов на табак и алкоголь. Никаких реформ в экономике, в налогово-бюджетной сфере, в финансовой дисциплине правительство не предложило.
Хотя, по ряду оценок, предложенные Яценюком фискальные новшества не дадут и малой толики доходов по сравнению с тем, что находится в тени и в оффшорах, не говоря уже о дерибане бюджетных средств.
А зачем, если есть рядовые граждане, которые могут еще больше затянуть пояса?
Новый майдан не за горами?..
Другое дело, что это может окончиться очень плохо. Выполнение мер, похожих на те, которые сейчас нам навязывает правительство Яценюка и МВФ, в 2001 году привело в Аргентине к мощнейшему социальному взрыву. Тысячи голодных граждан с пустыми кастрюлями вырвались на улицы. Местный "беркут" разбежался, а президенту пришлось спасаться от разъяренной толпы на вертолете. Прошло уже без малого 15 лет, но последствия страна ощущает до сих пор.
Кстати, Аргентина тогда объявила дефолт, отказавшись платить кредиторам, включая МВФ. А пару лет назад местное левое правительство отобрало нефтегазовую отрасль у иностранного капитала, обворовывавшего родину танго и знаменитого композитора Астора Пьяццолы. И ничего, как-то живут. Говорят, даже не хуже нас…
Но Аргентина находится в намного большей безопасности по сравнению с Украиной, над которой нависает московский империализм, аннексировавший Крым и стремящийся оторвать юго-восточные области. Нового майдана страна может не выдержать…
Александр Карпец