Конечно же, наше славное государство заботится о детях, лишённых отцовской и материнской любви. Но, согласитесь, что забота эта проявляется главным образом в материальном обеспечении: предусмотрены выплаты из госбюджета на законодательной основе, изредка в детдомы поступают пособия от благотворительных фондов, разовые дотации от меценатов. Социальными службами контролируются лишь "условия содержания" маленьких граждан – их исключительно физический, не психологический комфорт.
Немного разбавляют ситуацию ДДСТ – детские дома семейного типа. Представляя собой форму, альтернативную государственному содержанию и воспитанию детей-сирот, они, однако, немногим отличаются от обычных детдомов благодаря отсутствию должного финансирования. Согласитесь, трудно представить себе здоровую, ориентированную на развитие ребенка атмосферу – в бедствующей, ютящейся в тесноте "семье", с вечно усталыми и раздраженными нищетой "родителями". Те же, кто соглашается организовать ДДСТ, обычно сталкиваются с уже "подготовленным", прошедшим горнило детдома "материалом". По словам одного такого организатора, пожелавшего остаться неназванным, в 14 лет при нормальном физическом и умственном здоровье ребенок не знает, как резать хлеб, мыть посуду, убирать за собой, постоянно прячет еду, плохо ориентируется во времени и пространстве. Дети не умеют беречь вещи, делать покупки, распоряжаться деньгами. Красочно и правдоподобно лгут, пытаясь привлечь к себе внимание. Уверены, что им все должны, а они — никому. К учебе и труду относятся как к наказанию, не видят ничего плохого в некоторых явно аморальных действиях, например, в воровстве.
Вполне закономерным следствием такой "заботы" нашего государства о сиротах оказывается то, что социальная адаптация детей проходит с большим трудом, если вообще проходит. Во многом, это обусловлено неким ханжеством существующей законодательной базы, призванной защитить детей. Например, пункт Закона Украины "О социальной защите детей-сирот", регламентирующий "обеспечение свободным выбором сферы профессиональной деятельности, которая бы оптимально отвечала нуждам и желаниям личности ребенка-сироты… и запросам рынка работы" на деле оборачивается полным отсутствием ярко выраженной профессиональной ориентации ребенка. Фактически, по достижении восемнадцати лет, его ставят на раздорожьe. Уж поверьте, воспитанник детдома скорее воспринимает это не как заботу о свободном выборе, а как желание побыстрее отделаться от – документально – взрослого человека.
В то же время, достаточно давно существуют действенные способы вовлечения детдомовцев как "грядущей смены" в дело развития родной страны, во многих, имеющих пробелы, областях. Не углубляясь в историю, достаточно вспомнить хотя бы лицеи, гимназии и пансионы Царской России, советские нахимовские и суворовские училища. Последние, кстати, не только успешно существуют в России и поныне, но и продолжают усиленно развиваться.
С 2010 в той же РФ действуют Президентские кадетские училища, созданные в ведении Министерства обороны на фондах ликвидируемых военно-учебных заведений. Главное их предназначение – подготовка всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную службу как на военном, так и на гражданском поприще. В училищах применяются инновационные образовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы, направленные на интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие личности. Особое внимание уделяется лингвистической подготовке обучающихся (не менее двух иностранных языков) и спорту.
В Казахстане с 2011 года также действует специализированный лицей "Арыстан", в котором 240 юных казахов постигают нелегкую науку службы отечеству. Лицей готовит смену кадровым офицерам, сотрудникам вооруженных сил, МВД, КНБ, Погранслужбы. Специализация лицея заключается в патриотическом воспитании и начальной военной подготовке. Зачисляют в лицей на конкурсной основе, однако среди его учеников более 40% – дети-сироты, ребята из многодетных и неполных семей.
Согласитесь, идея неплоха. Так почему бы не воспитывать в Украине хорошо обученных, подготовленных бойцов из детдомовцев? И дети не будут чувствовать себя оставленными, потерянными, "не у дел", и государству – польза. Ведь, как показывает практика, солдат, как и денег, много не бывает.
Редакция может не соглашаться с автором публикации