Что делать с Майданом? Этот вопрос уже который месяц стоит ребром и никак не находит ответа. Выполнив или, скорее, недовыполнив свою миссию, Майдан остался костью в горле как для власти, так и для самих активистов и простых граждан.
Конечно, тем, у кого родители, мужья и друзья сейчас бегают под "градами" уже давно безразлично, что там будет с теми палатками и настоящими или мнимыми "героями", которые до сих пор лечат впечатление от 18-20 февраля рюмками водки. Но большинство киевлян утверждает, что Майдан не просто изменился: из самого безопасного и самого душевного места столицы он превратился в какую-то клоаку, где находиться не только противно, но и страшно, особенно вечером.
Но как доходит до вопроса "что делать", то все останавливается, потому что Майдан - наш, родной... Такой себе "чемодан без ручек", который и оставлять нет смысла, и просто взять разогнать - рука не поднимается. Поборники существования Майдана сейчас криком кричат, чтобы не смели его разгонять и демонтировать революционную елку, что пока он существует, мы можем влиять на власть, что эта новая власть его боится, активно сливает и дискредитирует с помощью "продажных" журналистов. Действительно, он может быть отличной платформой для общественных и художественных акций, еженедельно проводится Вече, на котором старые майдановцы имеют возможность встретиться и вспомнить старые добрые времена с брусчаткой и "коктейлями". Активисты говорят, будто на самом деле Майдан работает, постоянно выдвигая правительству свои требования и предложения относительно реформ и новых законопроектов, только власть, зараза такая, его игнорирует. Поэтому Майдан будет стоять, пока не будут выполнены все его требования, наказаны убийцы с Грушевского и Институтской, и изменена система в целом.
Но все не так просто. Во-первых, система не меняется за один день или даже месяц, на это могут уйти годы напряженного, кропотливого труда. А если пресловутых снайперов будут искать, а потом судить еще год-два-пять-десять? Майдановцы так и будут сидеть в палатках, жуя бутерброды с салом и собирая деньги на сигареты в ящик? Тогда можно будет устроить не только огороды, но и завести кур и коров, открыть свой Дворец регистрации браков, ЖЭК, детский сад, организовать какую-то мануфактурку или колхоз имени Жизневского...
А во-вторых, рассказы о чрезвычайной активности Майдана в общественной и политической жизни страны почему-то не заметны в реальности невооруженным глазом. Недавно одна моя подруга устраивала митинг под Министерством обороны с требованием полного закрытия границы с Россией. К кому обращаться? Конечно, за поддержкой она пришла на Майдан: обошла десятки палаток, общалась с сотниками, десятниками, руководителями объединений, приходила к Центральной Раде Майдана, всем раздавала листовки со своими требованиями и объясняла важность этого мероприятия. Всюду ей улыбались, кивали головами и обещали, если будет возможность, присоединиться к акции. Думаете, ей после этого хотя бы кто-то позвонил? Хотя бы одна организация или сотня к ней присоединилась? Вот. Также непонятна истерика по поводу "проплаченных журналистов", которые умышленно "дискредитируют Майдан", выполняя чей-то тайный заказ, и "делают картинку для обывателя". Если я приезжаю в центр столицы, и сразу напротив троллейбусной остановки вижу вино-водочный магазинчик, возле которого люди в камуфляже создали такой аншлаг, которому позавидовал бы "Театр имени Леси Украинки" - я также дискредитирую Майдан? А, если я это сфотографирую и выложу в Facebook, это будет означать, что я "проплачена" и деньги мне дает лично Путин?
При этом, одновременно с ободранными и несвежими на вид мужиками на Майдане можно встретить ребят в новенькой красивой форме, бронежилетах, берцах и разгрузках, которые есть не у каждого бойца на передовой. Резонно возникает вопрос: зачем вы так старательно экипируетесь, если сидите в палатках во вполне мирном городе? Например, 14 сотня "Свободные люди" почти полным составом записалась еще в Первый батальон Нацгвардии, и сейчас ребята находятся в зоне АТО. Не так давно собрали свои палатки 3-а, 24-а, 39-а Женская сотня, потому что большинство людей либо разъехались по домам, либо записались добровольцами на фронт. Когда на востоке идут ожесточенные бои, большинству киевлян не понятно, от кого сегодня на Крещатике самообороняется Самооборона. Яркой иллюстрацией стала недавняя стычка на Майдане между местными "аборигенами" и компанией молодежи. Первые остановили ребят и девушек на баррикаде, и не хотели пускать, потому что те были навеселе. С одной стороны, следить за порядком и освобождать центр города от наркоманов и пьяниц - дело благородное и важное. С другой, "нарушители порядка" сами оказались бывшими майдановцами, зимой они активно принимали участие в боевых действиях, среди них общественные активисты, журналисты и писатели. А "под мухой" они были из-за того, что у одного парня тогда был день рождения. Вот и думай теперь: кто прав? Имеют ли люди право выпить и погулять по городу, если у них праздник? Думаю, да. Имели ли право охранники баррикады их задерживать? Также, видимо, да. Ради справедливости стоит отметить, что в последнее время там стало меньше явных бомжей, алкоголиков и других неопределенных субъектов. Сотники обещали переформатировать Майдан и очистить его от приблуд, позорящих Революцию и Небесную сотню. Очевидно, они свое обещание потихоньку выполняют. Лично мне не жалко, чтобы кто-то "на дурачка" жил в центре города, пусть живут на здоровье, а палатки и баррикады только добавляют колорита столице. Но ведь за это время можно было трижды перечитать "Войну и мир", неужели людям самим нравится постоянное существование в антисанитарных условиях, без работы, без денег, без полноценного питания и даже сигарет?
Этого мне действительно не понять. Видимо, потому что за эту статью мне заплатил лично Путин...