Российская Федерация
Предложения РФ, по сути, сводятся к трем основным пунктам: федерализация; статус второго государственного для русского языка; невступление Украины в общеевропейские политические и военные союзы. После официальной аннексии Крыма переговорные позиции России были как никогда слабы, и вопрос о федерализации выглядел отчасти не к месту. Но за 10 дней до запланированных переговоров Москва явно решила усилить основание для таких своих требований путем эскалации сепаратистских процессов на востоке Украины. С субботы, 12 апреля, этот процесс обрел небывалые по своему размаху масштабы и вылился в вооруженные захваты административных зданий и отделений милиции в Донецкой и Луганской областях. Нетрудно догадаться, что требования "протестующих" идентичны вышеизложенным. Особой остроты эти захватам придает нахождение у границ Украины войск РФ в полной боевой готовности, которые, несмотря на заявления, так и не были возвращены в места постоянной дислокации, и этим создают дополнительный очаг напряженности в и без того сложной украинской ситуации.
Таким образом, подача требований сепаратистов как желания всего Юго-Востока, запугивание началом гражданской войны и повторением сирийского сценария в центре Европы - вот, на наш взгляд, основные козыри российской стороны в ходе предстоящих переговоров.
США – ЕС - Украина
14 апреля министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт озвучил требования Брюсселя по деэскалации ситуации, которые, вероятнее всего, будут унифицированными для всех трех сторон на переговорах 17 апреля:
1) отмена решения Совета Федерации РФ на использование Вооруженных сил России на территории других государств;
2) публичное отречение от поддержки пророссийских сепаратистов на востоке;
3) реальное, а не мнимое отведение войск от украинской границы.
Снятие (хотя бы частично) вопроса прямой военной интервенции существенно расширит диапазон для маневра украинской власти с целью нормализации обстановки в южных и восточных областях Украины и позволит запустить процесс консолидации украинского общества.
Этот пакет требований обязательно будет расширен украинской стороной включением в него ряда экономических пунктов. Помимо военной агрессии, сейчас набирает обороты и откровенная экономическая агрессия, а учитывая преддефолтное состояние экономики, и на этом фронте Украина не в состоянии самостоятельно противостоять агрессору. В этой связи проводятся попытки еще до начала переговорного процесса решить вопрос с реверсом газа из Европы, что позволит существенно снизить объемы закупаемого напрямую у России и ослабить экономическую хватку Кремля. В понедельник украинская делегация согласовывала этот вопрос с польскими коллегами, а вторник ответственные за энергетический блок чиновники провели в Словакии, где прорабатывали технические и правовые нюансы реверсных поставок с территории этой страны.
Все это происходит на фоне заявлений о введении США и ЕС дополнительных экономических санкций, которые могут затронуть целые сектора российской экономики.
Естественно, в этой связи Россия будет использовать свой самый мощный рычаг давления, прежде всего, на европейских партнеров - газ и цена на него. Однако, судя по последним дискуссиям в экспертной среде, как вполне реалистичный рассматривается вариант заморозки строительства "Южного потока" и расширение поставок из Ирана и Алжира, что в самой ближайшей перспективе может привести к частичному замещению российского газа на европейском рынке.
Безусловно, основная дискуссия будет происходит вокруг вопроса федерализации, и одним из вариантов снять этот вопрос с повестки дня может стать предложение Украины провести всеукраинский референдум по этому вопросу. Но стоит признать, что Россия безапелляционно отвергнет этот вариант, ведь согласно последним соцопросам, федерализацию поддерживает не более 20% граждан Украины.
Для Российской Федерации вопрос федерализации является ключевым и основополагающим. Все остальные темы уже нанизываются на него, как бусинки, поэтому в этом вопросе Москва займет жесткую позиции и будет ее отстаивать до конца. Снятие вопроса о федерализации является губительным для всей позиции России в украинском вопросе.
И, на мой взгляд, механизм реального дипломатического урегулирования возможен только после того, как начнется обсуждение форматов федерализации, а без принятия это пункта ситуация будет искусственно поддерживаться на взрывоопасном уровне, а в некоторых регионах и вновь раскачиваться, умноженная на жесткий экономический прессинг.
Как бы там ни было, многие из предположений, изложенных выше, мы сможем прояснить в четверг, 17 апреля.
Редакция может не соглашаться с мнением автора