О харизме и популярности, - Кость Бондаренко

12 мая, 12:50

Кость Бондаренко, председатель правления Института Украинской политики

Бондаренко
pic.com.ua
Макс Вебер задумывался над феноменом харизмы Лидера. Немецкий философ и социолог называл харизмой то, что "в качестве лица, признается чрезвычайным, благодаря которому она оценивается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами, недоступными другим людям". Он же говорил о "элитарном индивиде, что в состоянии самостоятельно порвать со всеми традиционными и рациональными нормами и инициировать революционную перестановку всех ценностей".

Цитаты из Вебера в данном случае - это скорее эпиграф, чем попытка развивать его мысли. На самом деле это - повод задуматься над вопросом следующих президентских выборов.

Революционная ситуация и постреволюционная действительность всегда - во все времена и все эпохи - ставит людей перед конкретным выбором: между лидером популярным и харизматичным лидером.

Камиль Демулен или Дантон были чрезвычайно популярными политиками. Наполеон - харизматичный политик. Французская революция конца XVIII века, пройдя несколько стадий борьбы между различными популярными политиками, завершилась приходом к власти Наполеона Бонапарта, который символизировал собой и вершину революционного процесса, и период перехода от революции к Империи.

Александр Федорович Керенский в России 1917 года был чрезвычайно популярной личностью. Его сын вспоминал, что знаменитый жест Керенского - правая рука, скрытая за полой френча - это не попытка копировать Наполеона, а следствие микротравм мышц, полученных от слишком частых рукопожатий: тысячи революционно настроенных граждан желавших пожать руку своему кумиру. В том же 1917 году земляк Керенского Владимир Ленин был малопопулярен, но он обладал харизмой. Напоминать о том, как повернулась история, думаю, не стоит.

Абульфаз Ельчибей был очень популярным лидером революционного Азербайджана. Гейдар Алиев был менее популярным - но он был харизматичным. Спросите сегодня у азербайджанцев об их отношение к Эльчибею (многие из них просто не вспомнят бывшего президента) - и об отношении к Алиеву.

Популярные политики со временем теряют свою популярность - мы это наблюдали в течение последнего десятилетия на примере Виктора Ющенко или Мухаммеда Мурси. Харизматичные политики вписывают свое имя в историю и дают возможность не столько современникам, сколько историкам спорить о роли, месте, поступки и значение.

Популярные политики вспыхивают, как метеоры - с тем, чтобы потом сойти с небосклона. Они за короткое время приобретают славу - и так же быстро ее теряют. Популярные политики работают на то, чтобы попасть на первые страницы газет и в выпуски новостей в прайм-тайм. Харизматичные политики становятся историческими личностями и попадают в учебники истории. В феврале 1917 года Керенского еще не знали, в июле его поддержка в России была поистине всенародной, в декабре о нем совсем забыли. И это - в течение одного года. (Почему-то сразу же возникают параллели с одним из нынешних политиков, рейтинг которого в ноябре составил 1,7%, сейчас - около 40%, и я боюсь прогнозировать, каким будет его рейтинг до конца этого года).

Когда мне сегодня говорят о 30-40 процентов, которые народ готов отдать за одного из кандидатов (не хочу, чтобы моя статья рассматривалась как реклама, поэтому буду избегать имен - буду говорить хорошо всем понятными намеками), я вспоминаю судьбу популярных личностей. Революции обычно создают галерею популярных лидеров, но лишенных харизмы. Поиск харизматичных политиков обычно начинается потом, когда революционные волны идут на спад - или же наоборот, на пике нового революционного обострения. Первая эйфория от пьянящего ветра революции завершается довольно быстро резонным вопросом: "За что боролись?" - и тогда начинают искать виновного. А виновным становится тот, кому поверили - независимо от того, кем он был до революции: чабаном (как в стихотворении Тычины), адвокатом (как Робеспьер), инженером (как Мурси) или кондитером.

И тогда приходит время харизматических политиков. Которые приходят не всегда путем выборов. Но им прощают незаконности прихода к власти, потому что хотят видеть в них спасителей. Как правило, харизматичные лидеры манипулируют сознанием своих сторонников. Как правило, они далеки от демократических идеалов и пренебрегают демократическими принципами. Как правило, они наводят порядок жесткой рукой - и народ готов им это прощать и долго терпеть. Иногда харизматичные лидеры превращаются в тиранов - но последующие поколения историков от этого еще больше впадает в экстаз, сочиняя их посмертные портреты. Портреты популярных политиков, как правило, историки не пишут - только харизматов. А если и пишут, то для того, чтобы дать еще одну возможность создать фон для созерцания более успешного харизматичного современника, который приходит и устраняет от власти своего некогда популярного предшественника.

Ну конечно: найдется ли сейчас кто-то, кто бы всерьез интересовался фигурой Фульгенсио Батисты - чрезвычайно популярного лидера Кубы 40-50 годов ХХ века? Особенно после того, как к власти пришел Фидель Кастро? Да еще и в тандеме с легендарным Че? И настолько интересным для нас сегодня является Сальвадор Альенде, который запомнился неудачными реформами и героической смертью - особенно на фоне своего харизматичного преемника, Августо Пиночета?

Разница между харизматическими лидерами и лидерами популярными очевидна. За популярного политика народ готов отдавать голоса. За харизматичного политика - жизнь. И почти никогда (как показывает история) - наоборот. За редкими исключениями.

Когда сегодня один из кандидатов на пост президента говорит о возможности прихода к власти в ходе третьей волны революции, я не считаю это простыми угрозами. В отличие от многих, она знает историю и знает законы диалектики. Она знает разницу между харизмой и популярностью. И она знает, что в существующих ныне политических координатах решить те острые вопросы, которые стоят перед Украиной, чрезвычайно трудно. Она понимает, в чем заключалась харизма Беназир Бхутто или аятоллы Хомейни - и почему проигрывали те, кто гнались за популярностью. Заметим: популизм и популярность - это не синонимы. Популизм могут использовать как популярные, так и популистские лидеры.

Популярные лидеры, как правило, пытается изменить страну в рамках системы, крутя вечный кубик Рубика имеющихся проблем в отношении нескольких мнимых и хорошо понятных осей. Харизматичные лидеры изменяют систему - а изменения в стране рассматривают как производный, вторичный процесс. Для кого - то-как для Ленина - изменение системы выливалась в идею Мировой Пролетарской Революции. Для кого-то - как для Луи Бонапарта - в построение Больших Бульваров в Париже.

...Почему я с такой иронией смотрю на потуги отдельных кандидатов в ходе избирательной кампании? И почему все чаще повторяю слова о том, что у харизматической кандидатки в ходе этих выборов есть две перспективы - или она выиграет выборы, или станет президентом?..

Если вы думаете, что я от этого в восторге, то ошибаетесь. Я говорю скорее о неотвратимости.

Редакция может не соглашаться с автором

Источник: bnk.ua
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Осталось 1000 символов
    Новости партнеров
    Погода, Новости, загрузка...

    Загрузка...