Как заявил Президент РФ Владимир Путин, "Я уверен, знаю точно, что Крым может и должен стать не реципиентом федеральной помощи, а при правильной организации работы, экономики полуострова станет достаточно быстро самодостаточным с экономической точки зрения". Судя по его словам, Россиярассчитывает превратить Крым в средний по бюджетной обеспеченности российский регион.
Премьер РФ Дмитрий Медведев также считает, что потенциал Крыма позволяет превратиться ему из донора в хорошо развитый регион и получать "..довольно значительные доходы, которые будут направляться на развитие самой территории".
Для этого, по словам Медведева, в Крыму создастся особая экономическая зона.
Первый вице-президент общероссийской общественной организации "Российский клуб финансовых директоров" Тамара Касьяноватакже отмечает, что у Крыма есть потенциал. Она не сомневается, что средства, вложенные в Крым скоро окупятся, и считает, что Россия получила "прибыльный регион, а не черную дыру, в которой будут бесследно пропадать все дотации и инвестиции". Так ли это?
На первых порах затраты российского бюджета на Крым будут, безусловно, огромными – и будут продолжать расти. Изначально правительство России зарезервировало порядка 40 млрд рублей на поддержку развития промышленно-экономической инфраструктуры Крыма. Председатель комитета Госдумы РФ по промышленности Павел Дорохин накануне сообщил, что правительство России увеличило объем средств на социально-экономическое развитие Крыма до 120 млрд рублей. Сумма планируемых вложений увеличилась втрое после приезда в Крым представителей правительства РФ и консультаций в Москве, пояснил член КПРФ. Также в прессе появились сообщения, что президент РФ Владимир Путин разрешил потратить на Крым весь антикризисный резерв бюджета, сформированный за счет замораживания пенсионных накоплений россиян. Эта сумма составляет около 240 млрд рублей.
Соотносятся ли размеры дотаций с реальными проблемами полуострова?
Возможно, Украине будет только лучше без него? Давайте попытаемся проанализировать, какое "приданое" досталось России вместе с Крымом.
Социальные выплаты
Москва пообещала довести социальные выплаты жителям полуострова до российского уровня. При этом размеры пенсий и социальных трансфертов в Крыму и в России отличаются в 2–2,5 раза.
Так, средняя пенсия на Украине при пересчете составляет всего 5,7 тыс. рублей в месяц, тогда как в России – 10 тыс. рублей. Бюджетники Украины получают очень мало по меркам любого российского региона. Даже в Дагестане, Мордовии и Марий-Эл средние зарплаты в декабре 2013 года составили 22–24 тыс. рублей в месяц. В Крыму они в два раза меньше – всего 11 тыс. рублей при пересчете (2850 гривен).
"Из двухмиллионного населения Крыма более четверти составляют пенсионеры. Дополнительные пенсии обойдутся российской казне примерно в 2 млрд долларов в год. Еще около 200 тыс. бюджетников, а также финансирование школ и больниц – это еще порядка 1,5 млрд долларов", – подсчитал директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев.
По подсчетам Финмаркета, Крыму понадобятся бюджетные трансферты такого же размера, как дальневосточным регионам, которые в прошлом году местами превышали 100 тыс. рублей на человека в год. Исходя из того, что в Крыму проживает более 2 млн человек, размер трансфертов может составить от 70 до 230 млрд рублей в год. Для сравнения: Дагестан в 2013 году получил 93 млрд рублей бюджетных трансфертов.
"Фантомный" мост
Полуостров – обширная и проблемная территория, которая, в данное время, объективно, всеми хозяйственными нитями, завязана на материковую Украину и без ее помощи жить не может. Как следствие - необходимы поистине грандиозные усилия для того, чтобы полностью переориентировать все ресурсные потоки – вода, энергию, грузы, пассажиры – с Украины на Россию. Для этого предполагается строить через Керченский пролив огромный мост– больше 4 км по морю. По самым смелым ожиданиям, строительство займет минимум 4 года.Прикидочная первоначальная стоимость – более млрд.По словам министра транспорта Максима Соколова,это минимальная стоимость проекта, которая может вырасти благодаря железнодорожной части моста. Вспомним Сочи: там практически по всем объектам первоначальная сметная стоимость в итоге оказалась превышена в 5 раз. Несомненно, то же самое произойдет и с Крымским мостом.
Соединить Крым с Россией порывались уже не раз.Сомнений в том, что Россия способна построить столь сложный с технической точки зрения мост, не возникает, так как у нее есть опыт строительства моста на остров Русский, причем при ударных темпах работ.
Но дело не только в чрезвычайной инженерной сложности проекта – дело в специфике Черного моря. Его воды замерзают, но не полностью, и сильные течения и ветры Керченского пролива способствуют активному дрейфу льдин. Это представляет угрозу для опор моста, особенно если учесть, что нагрузка на такой мост предполагается колоссальная: по нему должны идти железнодорожные поезда, автомобили, проходить газопровод и мощный электрический кабель.Также планируется пустить по мосту огромную трубу с водой из реки Кубань для всего Крыма.
Энергетика
Украина считает, что без нее полуостров является энергодефицитным и за свою независимость заплатит энергетическим кризисом
В России заявляют, что газовая проблема на полуострове почти не потребует никаких дополнительных расходов, и считает, что Крым уже сейчас в состоянии сам себя обеспечивать газом. Действительно, в 2013 году Черноморнефтегаз добыл 1,65 млрд кубометров газа, при этом АРК потребила около 1,5 млрд кубов.
Дальнейший рост потребления легко нивелируется увеличением добычи. По предыдущим планам, регион должен постепенно увеличить добычу газа с 1,65 млрд кубов до 2,5–3 млрд кубов газа.
Проблема газового потребления изначально исходит из того, что основной спрос на газ приходится на пиковый сезон – осенне-зимний период. И в это время суточное потребление газа действительно превышает возможности его добычи в регионе. Однако этот вопрос решается введением в должную эксплуатацию Глебовского газовогоподземного хранилища, которое расположено на территории полуострова. Надо всего лишь закачивать в хранилище излишки добытого в весенне-летний сезон газа, а осенью и зимой отбирать его из хранилища, чтобы удовлетворить возросший спрос на газ. Об этом газете сказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.И все же В РФ не исключают необходимости прокладки на полуостров отдельного газопровода. по мнению Симонова, Россия может построить быстро и недорого отвод от трубопровода "Южный поток", который должен пройти по морю недалеко от территории полуострова.Его стоимость ориентировочно составит 5-6 млрд рублей. Такие цифры предположил министр энергетики РФ Александр Новак.
Вопрос обеспеченности нефтью и нефтепродуктами Крыма собираются решитьпосредством поставок на танкерах и далее по железной дороге.
"Для таких поставок придется увеличить пропускную способность инфраструктуры. На реконструкцию портов надо потратить около 37 млрд рублей, железной дороги – 720 млн рублей. Кроме того, потребуется около 3,5 лет и 50 млрд рублей на строительство моста через Керченский пролив", – указывает директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов. Причем вложения в эту инфраструктуру помогут поставкам не только нефти и нефтепродуктов, но и других ресурсов и товаров.
Крым производит лишь 517 млн кВт/часов, обеспечивая только 14% своих потребностей: 13% генерируется теплоэнергоцентралями, еще 1% – ветровыми генераторами, работающими на солнечных станциях "Родниково", "Перово", "Охотников", на заводах по переработке биомассы, мини-ГЭС и установках по использованию геотермальной энергии, отмечает Михаил Крылов из United Traders. Таким образом, Крыму не хватает 86% электроэнергии.
Однако проблема нехватки электроэнергии в Крыму также решаема. В краткосрочной перспективе основным вариантом устранения нехватки электроэнергии в Крыму Михаил Крылов считает бензогенераторы и дизельгенераторы, работающие на поставленных по морю нефтепродуктах. Это даст время для того, чтобы полностью обеспечить полуостров российской электроэнергией.
"В течение трех лет Крым можно будет связать с Невинномысской ОГК-5 двумя ЛЭП 330 кВт по дну Керченского пролива стоимостью 18 млрд рублей. В течение пяти лет можно построить дополнительно одну теплоэнергоцентраль, стоимость которой можно оценить в 30 млрд рублей", – говорит директор аналитического департамента United Traders. По предварительным оценкам строительство генерации в Крыму мощностью 1320 МВт обойдется, , от 90 до 100 млрд рублей.
Вода
Одна из острейших проблем полуострова – нехватка пресной воды. Причем на самом деле в большой мере эта проблема не связана с тем, что Киев может отключить доступ к ней, закрыв Северо-Крымский канал Днепра. Этот канал обеспечивает водой далеко не весь Крым. Кроме того, качество поступающей оттуда воды далеко от идеала. Канал серьезно заилен, водоток через него за 25 лет сократился в четыре раза, рассказывает Михаил Крылов.
По его словам, из этого канала и еще из 20 водохранилищ естественного отбора вода поступает сейчас только в Феодосию. И Украина перекрыватьСеверо-Крымский Канал не станет. "Высокие тарифы на закачку воды в Северо-Крымский канал, скорее всего, обеспечат интерес украинской стороны к продолжению поставок", – полагает Крылов. Такой же точки зрения придерживались и власти Крыма.
Проблемы с водой наблюдаются далеко не на всех территориях Крыма. Так, Симферополь, Саки и Евпатория обеспечивают себя водой самостоятельно.
"Сложнее обстоит дело в Севастополе, где вода забирается из загрязненного Чернореченского водохранилища, и в Бахчисарае, где нехватка воды может достигать 40%", – говорит эксперт из United Traders.
Вопрос обеспечения полуострова водой особенно обостряется в период курортного сезона. Рекреационное освоение перспективных курортных зон Крыма сдерживается санитарно-гигиеническими проблемами водоснабжения полуострова. Для обеспечения высокого уровня курортного развития этих зон простонеобходимо развитие и реконструкция централизованных систем ,улучшение санитарно-технического состояния водопроводных сетей,внедрение в практику водоснабжения опреснительных установок,строительство запасных емкостей, отвечающих санитарным требованиям.
При этом, говорит Крылов, в водохранилищах имеются проблемы цветения воды, которые в два раза превышают расход очищающих субстанций, кроме того, вода зачастую очень мутная, снижать мутность надо в разы, подчас в 17 раз.
Лучшее временное решение в области водоснабжения, по его словам, это артезианские воды. Равнинный Крым пьет воду из скважин Северо-Сивашского, Белогорского и Альминского артезианских бассейнов.
"Эти скважины требуют дополнительного снижения жесткости и уменьшения сухого остатка минерализованной воды, богатой углекислым газом, метаном и сероводородом. Кроме естественного истощения скважин, которые требуют дорогостоящего углубления, имеются проблемы вытеснения артезианских вод солеными грунтовыми со скоростью 0,3 км в год, наблюдаемого, впрочем, пока лишь в Красноперекопском районе", – отмечает Крылов проблемы, которые предстоит решать теперь России.
При этом опреснение морской воды на самом деле не столь дорого. По словам Крылова, себестоимость опреснения – 3,3 копейки за литр, что сравнимо с нынешней себестоимостью очищения воды из Феодосийского наливного водохранилища. "По другим статьям расходов, включая электроэнергию и частоту ремонта насосных станций, опреснение практически идентично водохранилищам", – добавляет Крылов. При этом только опреснение, по его словам, обеспечивает бесперебойную подачу воды, тогда как имеющаяся система тормозится при ухудшении погоды, понижающем свойства воды.
Инфраструктура
Крымская инфраструктура также нуждается в серьезных инвестициях. Требуется модернизация аэропортов, особенно в Симферополе, электрификация крымских железных дорог, расширение портовой инфраструктуры и паромных переправ.
Одним из самых финансово затратных проектов, которые намерена реализовать Россия в Крыму, должна стать реконструкция автодороги Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь. Стоимость ее восстановления по предварительной оценке - 1,4 млрд долларов. За эту работу собирается взяться Российский союз строителей.
Россия собирается активизировать проекты, связанные с развитием аэропортов в Керчи и Севастополе, туристических объектов и предприятий в области сельского хозяйства, для этого предполагается активно привлекать частных инвесторов.Те же московские аэропорты или аэропорт в Сочи реконструировались в России на средства частных инвесторов, однако можно ожидать, что в Крым вкладывать будут с опаской и понемногу.
Наиболее же привлекает бизнесменов рекреационная зона полуострова. Руслан Байсаров, инвестировавший в строительство всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" в Чечне, заявил о намерении инвестировать и в крымские курорты и отстраивать новые туристическо-торговые комплексы. Крым также может обеспечить гражданам РФ пребывание в санаториях. Его природные условия способствуют лечения широкого спектра заболеваний , а грязевые источники полуострова всегда пользовались популярность в странах СНГ.
Сейчас в Минздрав е РФ проводят ценку состояния и возможностей здравниц Крыма.
"Решение по передаче отдельных объектов в федеральную собственность или аренду, в министерства и ведомства будет приниматься на самом высоком уровне, руководители здравниц будут утверждаться генеральным директором созданного объединения по согласованию с Государственным советом Крыма", — рассказал вице-спикер ГС РК Константин Бахареви на встрече с руководителями учреждений, вошедших в созданное Крымское республиканское объединение санаториев и курортно-оздоровительных комплексов.
Реконструкция медицинских учреждений Республики Крыма и приведение их в соответствие со среднероссийским уровнем уже примерно оценено в 4 млрд рублей. Такую цифру озвучила глава Минздрава России Вероника Скворцова. На здравницы потребуется не меньше, и эти цифры, скорее, тоже будут расти.
"На сегодняшний день, конечно же, мы будем рассматривать новый субъект РФ именно с тех мерок и оценок, с которыми мы подходим ко всем субъектам РФ. Мы для себя должны представить, какая инфраструктура, сохранилась ли она", — сообщила заместитель директора Департамента высокотехнологичной медицинской помощи в Министерстве здравоосранения и социального развития РФ Габбасова.
Байсаровым озвучена сумма в 12 млрд рублей. Однако на создание действительно мощной инфраструктуры потребуется гораздо больше денег. Общее состояние здравниц хорошо заметно на примере бывшего "всесоюзного" лагеря Артек. Руководство детского лагеря надеется, что после перехода лагеря под юрисдикцию России удастся завершить строительство и ремонт объектов на территории здравницы. По подсчетам замдиректора "Артека" Александра Косых, на эти цели нужно около 485 млн рублей. Лагерь уже планирует и другие траты.
По его словам, в лагере ведется реконструкция лечебного корпуса для детей, которую администрация надеется завершить в этом году. "Если отталкиваться от проектной документации, которой мы располагаем, то ориентировочная стоимость завершения работ будет составлять порядка 285 млн рублей", — сказал Косых.
Также, по его словам, необходимо провести капитальный ремонт общежития для вожатых, который, по предварительным оценкам, может обойтись в сумму порядка 200 млн рублей.
По словам замруководителя "Артека", после завершения первоочередных задач в лагере надеются восстановить аварийные здания, где располагаются музеи, а также построить новый культурно-досуговый центр для детей на месте старой столовой лагеря "Горный".
Директор черноморского "Орленка" Александр Джеус также заявил, что знаменитая крымская детская здравница находится в печальном состоянии и требует миллиардных вложений.
У Крыма имеется потенциал развития еще одного туристического сегмента – круизных лайнеров. Для этого, правда, придется несколько переоборудовать крымские порты.
Оборонка и флот
С присоединением Крыма на плечи РФ лягут все оборонно-промышленные предприятия региона. На территории республики расположено 13 предприятий ОПК, которые до ихнационализации властями Крыма производили продукцию по заказу ГК "Укроборонпром". Россия вполнеспособна загрузить эти предприятия долгосрочными ивыгодными заказами.
Наиболее крупные предприятия ОПК в Крыму – это ВАТ "ФСК "Море", ПАТ "Завод "Фиолент", ГП, ГП "Феодосийский судомеханический завод".
Некоторым заводам "оборонки" Крыма прямая поддержка РФ может и не потребоваться, потому что кроме военной продукции они также производят гражданскую. "ФСК "Море" выпускает корабли на воздушной подушке, "Фиолент" производит радионавигационную аппаратуру, "Севастопольское авиационное предприятие" вполне способно собирать грузовые вертолеты.Такие предприятия вполне смогут прокормить себя сами, для этого понадобится снабдить их военными заказами или переквалифицировать на выпуск продукции народного потребления.
На развитие военного флота в Крыму у России особые планы. В Главном штабе ВМФ РФ заявили, что Черноморский флот ждет восстановление и интенсивное обновление с учетом новых стратегических задач в зоне его ответственности. В развитие морских портов в Евпатории, Феодосии, Керчи и Ялте обещают вложить около 2 млрд долларов. Ранее Россия платила Украине больше 90 млн долларов в год только за аренду базы Черноморского флота в Севастополе.
Подводя итог, можно с определенной долей уверенности утверждать – самодостаточность Крыма как субъекта Российской Федерации находится под большим вопросом. Вложения и субсидии, выделенные правительством России, безусловно, не пропадут даром. Крым – обширный регион с уникальным стратегическим и географическим положением. Благодаря этому его развитие можно ориентировать сразу в нескольких направлениях. Однако неравномерность природно-ресурсного, производственного и социального потенциала территорий АРК, а также их экономическая специализация всегда являлись причиной диспропорциональности развития полуострова. На данный момент его проблемы настолько разнообразны, что, помимо финансовых вливаний, также может потребоваться полная реорганизация его инфраструктуры. Тем, же, кто проживает в Крыму, вряд ли стоит рассчитывать на немедленное и существенное повышения уровня жизни.
Судьба полуострова, в данный момент, зависит, скорее, от "доброго дяди", чем создается самостоятельно. Можно лишь надеяться, что крымчане не разочаруются в своем выборе.