В соответствии со статьей 93 Основного Закона Украины в редакции 2004 года право законодательной инициативы в Верховной Раде Украины принадлежит Президенту Украины, народным депутатам Украины, Кабинету Министров Украины. Каждый из указанных субъектов учитывая Решение Конституционного Суда Украины по делу о законодательной инициативе от 30 мая 2012 № 12-рп/2012 вправе внести в Верховную Раду Украины законопроект о денонсации международного договора Украины, в частности Соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины в 2010 году.
Оценивая имеющиеся юридические требования по внесению законопроекта о денонсации международного договора Украины, проще всего это представляется возможным сделать народным депутатам Украины. Если оценивать ситуацию исключительно с точки зрения внутригосударственного законодательства Украины, то инициатива денонсации Соглашения между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины в 2010 году является вполне реализуемой.
При этом, стоит признать, что денонсация именно данного Соглашения в краткосрочной перспективе лишена всякого смысла, ведь пребывание Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины до 28 мая 2017 урегулировано другим международным договором - Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины 1997 года.
Принципиально отметить, что Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины 2010 года не содержит особого порядка денонсации. По этой причине с точки зрения международного права нужно будет руководствоваться прежде всего положениями Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, которая среди прочего закрепляет обязанность государства сообщить за 12 месяцев о своем намерении денонсировать договор. При этом денонсация и выход из такого международного договора невозможны в том случае, если будет установлено, что его участники не намеревались допустить возможность денонсации или выхода, или характер договора не подразумевает права денонсации или выхода. Учитывая последние события, возможен также вариант денонсации Соглашения 2010 года в связи с нарушением Российской Федерацией положений Соглашением между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины 1997 года (если таковые будут доказаны должным образом), срок действия которого собственно и продлевает Соглашение 2010 года.
В любом случае хотелось бы подчеркнуть, что острый политико-экономический кризис, который переживает сейчас Украина, и который, к сожалению, приобретает характер международного конфликта, не допускает совершения эмоциональных и необдуманных действий со стороны Украины. Российская Федерация продолжает оставаться крупнейшим экономическим, торговым, и что принципиально - энергетическим партнером Украины. Обязательный пересмотр цен на на поставки газа в Украину и возможные финансовые санкции со стороны России, которые последуют за денонсацией Харьковских соглашений, должны быть учтены при принятии окончательного политического решения по данному вопросу. Отметим также, что денонсация Харьковских соглашений в сложившейся на сегодняшний день политической ситуации будет однозначно способствовать эскалации противостояния прежде всего внутри Украины, поскольку будет весьма привратно истолкована симпатиками России на юге-востоке Украины, как это уже имело место быть в случае с поспешной отменой Закона Украины об основах государственной языковой политики.
Дмитрий Терлецкий, старший юрист ООО "ЮКК "Де-юре"