Важно иное, а именно то, какая политика нынешнего президента Франции Франсуа Олланда способствовала усилению радикалов. Конечно, мы не отрицаем, что на то были и иные причины: политические (неопределенность внешнего курса Франции), культурно-этические (легализация однополых браков, мобилизовавшая церковь и консервативных французов), и макроэкономические (общий кризис еврозоны). Но факт остается фактом – социально-экономические причины стали катализатором падения популярности левых во Франции, и усиления праворадикальных течений.
Журналисты портала "Вести. Экономика" провели анализ крупнейших ошибок и недоработок нынешнего французского руководства в экономической сфере. Мы представляем нашим читателям этот аналитический обзор с незначительной редакторской правкой.
-
Сокращение соцвыплат работодателей. Во время предвыборной гонки в 2012 году, Франсуа Олланд заявил, что не будет "терять ни минуты" и сразу возьмется за стимулирование слабого процесса восстановления. Он пообещал сократить высокие социальные сборы, взимаемые с работодателей. Таким образом, он намеревался ослабить давление на рынок труда страны, тем самым позволяя работодателям расширять свой штат не опасаясь роста налогового и социального давления.
Однако, спустя 2 года после того, как Олланд занял пост президента Франции, единственное что им было предложено для снижения социальной нагрузки на предпринимателей, это "пакт социальной ответственности". По его словам, французский бизнес должен дать ответ на его инициативу, взять на себя ответственность по созданию новых рабочих мест. -
Борьба с безработицей была одним из ключевых приоритетов предвыборной программы Франсуа Олланда. Однако, с начала его правления уровень безработицы во Франции вырос на 6%. На данный момент уровень безработицы составляет 11,1%.
В результате ожидания французов по личной финансовой ситуации достаточно пессимистичные. МВФ прогнозирует, что уровень безработицы вырастет в 2014 г. до 11,6% и не будет опускаться ниже 10,6% в течение всего срока правления Олланда. -
Сокращение расходов. Олланд обещал избежать болезненных мер жесткой экономии в том виде, в котором они применялись в соседних Испании и Италии.
Однако, в результате негативных последствий долгового кризиса государственный долг и бюджетный дефицит Франции превысили допустимые в рамках Евросоюза, в результате чего Олланду пришлось взяться на сокращение расходов.
В 2015-2017 году Франсуа Олланд планирует добиться сокращения государственных расходов на 50 млрд евро. -
Сокращение внешнего долга. Франсуа Олланд во время предвыборной гонки не раз критиковал своих оппонентов за стремление сокращать бюджетные расходы, заявляя, что стимулирование экономического роста - это лучший способ сократить внешний долг.
Однако, снизить внешний долг тоже не удалось. Он только растет, а вместе с тем растет и стоимость его обслуживания. Отношение госдолга к ВВП Франции составляет около 93% ВВП. В денежном выражении это составляет около 1,9 трлн евро.
В 2014 г. уровень государственного долга вырастет до исторического рекорда и составит 95% ВВП. При этом платежи по процентному долгу Франции достигнут почти 47 млрд евро, и это основная статья расходов бюджета. -
Налоговые каникулы. В августе прошлого года, Франсуа Олланд понимая растущее недовольство французов в связи с растущим налоговым давлением, пообещал "фискальную паузу". Согласно его обещаниям, предполагалось, что в 2014 году рост налогового давления остановится.
Однако представленный проект бюджета на 2014 год свидетельствует об обратном, французы будут платить одни из самых высоких в мире налоги. В связи с тем, что госдолг в 2015 году достигнет рекордной величины – 95,1% ВВП, недопустить его дальнейшего роста планируется за счет повышения налога на добавленную стоимость до максимально возможной величины – 20%. Будут отменены некоторые налоговые льготы, например льготы на детей, а ставка НДС вырастет до 20% с 19,6% для основной и с 7% до 10% для промежуточной.
Конечно, политики стараются как-то сгладить ситуацию, обеспечивая льготы для предприятий и бедных граждан, но проблемы чрезмерной нагрузки это не решает.
Налоговым бременем сейчас недовольны, наверное, почти все граждане Франции, и нагрузка действительно огромна. В этом году объем обязательных отчислений превысит 46% ВВП. -
Реформы в экономике. В предвыборной программе Олланда говорилось о том, что сокращение бюджетных расходов не должно вредить экономическому росту. Он обещал наряду с жесткими мерами реализовывать программу стимулирования экономического роста.
С того момента как Олланд пришел к власти в мае 2012 г., рост наблюдался только в последние 3 квартала, а правительству пришлось отказаться от своих целей по сокращению дефицита и снижению безработицы к концу прошлого года.
Неустойчивый рост в сочетании со слабыми налоговыми поступлениями в бюджет означают, что Олланд не сможет добиться сокращения бюджетного дефицита до запланированного уровня в 3,6%.
Реформами Олланда был недоволен даже МВФ, где считают, что проблема сокращения дефицита бюджета должна быть решена за счет урезания социальных расходов, а не введения новых налогов, которые "являются одними из самых высоких по международным стандартам и поэтому препятствуют привлечению инвестиций и созданию рабочих мест".
Политика сокращения расходов и слабый экономический рост, в сочетании с падением покупательной способности, могут привести к дефляции в 2014 г. -
Дерегуляция. Бесконтрольный рост различных нормативных актов и стандартов оказывает крайне негативное давление на французский бизнес, в первую очередь в строительном секторе. Олланд во время предвыборной гонки заявлял о намерении сократить "объемы регулирования", однако в первый год нахождения на посту президента не предпринял каких-либо конкретных мер.
В результате, 2013 год стал для одним из самых тяжелых для строительного сектора. Согласно предварительным данным количество новых домов, построенных в 2013 году, едва превышает 330 тысяч единиц, что является самым низким уровнем за 10 лет. Согласно прогнозам правительства, число домов должно было составить 500 тыс.